ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 317 2015 Например, В. А. Андреева осуществила анализ художественно‐ технического оформления азбук и букварей в их историко‐культур‐ ном развитии. В основу исследования автор заложила комплексный подход, основывающийся на историко‐искусствоведческом, типоло‐ гическом, структурно‐функциональном и проектно‐графическом ана‐ лизе. [2] Г. И. Зверева провела анализ учебной литературы с помощью культурологического инструментария. [3] Большие возможности исследования визуального ряда учебника продемонстрировала М. В. Осорина на примере сопоставления обложек позднесовесткого «Букваря» и «Азбуки» А. Н. Бенуа 1904 года. Исследователь показала, как конструируется содержание «лица» учебной книги, т. е. ее облож‐ ки, как в нее вписывается видение адресата, метапослание педагоги‐ ческого идеала. [4, с. 155–168] М. В. Лескинен рассмотрела текстуаль‐ ное и визуальное изображение этнических типов, национального пей‐ зажа, языковых стандартов реального и идеального Отечества в учеб‐ ной и популярной литературе второй половины XIX в. [5] М. А. Козло‐ вой был проанализирован образ «свой‐чужой» на основе учебников чтения и естествознания («Окружающий мир») для начальной школы, выпущенных в период с 1920 по 2008 годы. [6] Е. А. Ефимова изучала, как игровой мир городских и деревенских детей был отображен в бу‐ кварях и азбуках 1900‐х – 1910‐х гг. А. А. Сенькина на основе анализа книг для первоначального чтения выявила корпус иллюстраций, представляющих собой репродукции с живописных произведений признанных российских художников, показала их функции: поясни‐ тельную и воспитательную. М. А. Алексеевой, А. А. Шемшуриным, О. Р. Хромовым были рассмотрены гравюры, размещенные в лицевом «Букваре» Кариона Истомина. [7] В зарубежной историографии учебную литературу активно рас‐ сматривают с точки зрения ее функций в культуре, исследуют в каче‐ стве транслятора культурных ценностей и образцов. Подобные на‐ правления исследования были осуществлены в отношении учебников разных стран и были направлены на выявление механизма репрезен‐ тации, заложенных в них общественных и личных ценностей; опреде‐ ления моделируемых способов социализации (К. Хайнце и др.). Во всех названных и других работах визуальный ряд учебника стал источником успешной реконструкции социальных, исторических, культурных и др. процессов. Очень интересны и перспективны дости‐ жения «синтетических» научных направлений – визуальной социоло‐ гии и визуальной антропологии. Так О. Н. Запорожец в своей статье «Визуальная социология: контуры подхода» говорит о методах кол‐ лаж‐интерпретации социологической интерпретации визуального; отдельным исследовательским методом она считает анализ фотогра‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=