ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 316 3. Багаев В. С., Покровский Я. Е. Электронно‐дырочные капли в полупроводниках. – Природа, 1978, № 3. 4. Каминский А. С., Покровский Я. Е. Многочастичные экситон‐ примесные комплексы в полупроводниках. – В сб.: Проблемы совре‐ менной радиотехники и электроники. – М.: Наука, 1980. И. И. Тетерин ИССЛЕДОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО РЯДА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ Научный руководитель – д-р пед. наук, профессор Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Школьный учебник как информационная модель определенного человеческого опыта, как модель процесса образования, как средство коммуникации всегда является ориентиром, отражающим изменения, происходящие в обществе, в педагогической теории и образователь‐ ной практике. Активное расширение и диверсификация использования визу‐ альной кодировки информации в современном обществе детермини‐ руют изменения в текстах и внетекстовых компонентах учебника, за‐ трагивая задачи, способы размещения и количество иллюстративного материала, взаимовлияния текстовой и образной информации, ори‐ ентации на новые формы организации процесса обучения. Визуальный ряд школьного учебника – это все виды изображе‐ ний, воспринимаемые в совокупности и создающие «общее зритель‐ ное впечатление», т.е. не только схемы, карты, рисунки, но и исполь‐ зованные шрифты, выделения, модели оформления страниц, дизайн обложки и т. д. [1, с. 135] Сегодня визуальный ряд учебника стал предметом специально‐ го изучения для многих научных дисциплин. С одной стороны, он является источником эмпирических данных о разнообразных процессах и явлениях для таких наук, как социология, культурология, филология, история, этнография, искусствознание и т. п. С другой – визуальный ряд учебника изучается педагогикой и частными методиками в таких аспектах, как отражение в нем целей, задач, содержания, методов и форм образования. Подчеркнем, что любая из названных научных дисциплин может изучать визуальный ряд учебника с точки зрения и формы, и содер‐ жания, т.е. с позиций семантического и структурного подходов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=