ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 3 2015 Н. А. Абрамова КОНЦЕПЦИЯ ЗЛА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО Научный руководитель – д-р филос. наук, профессор Е. Д. Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Для любого человека самой важной и вечной является тема, ко‐ торая является самой актуальной в наше время: добро и зло. Над этой темой рассуждал и Л. Н. Толстой, посвятив ей большое количество своих работ. Он считал, что зло является причиной многих бед, грехи ведут человека по неверному пути, который рано или позд‐ но заведет в тупик, из которого будет очень сложно выбраться. Главная мысль Толстого в постижении природы зла имеет не‐ обычный смысл. «Мы называем злом все то, – пишет Толстой во ввод‐ ном, ключевом изречении к разделу «Зло» в «Пути жизни», – что нару‐ шает благо нашей телесной жизни. А тем самым вся жизнь наша есть только неспешное избавление души от того, что составляет благо тела. И потому для того, кто воспринимает жизнь такою, какая она на самом деле есть, нет зла» [2, c. 358]. Эту мысль Толстой приводит в еще более необычной и лаконичной форме: «Тo, что мы считаем для себя злом, есть большею частью не понятое еще нами добрo» [2, c. 363]. В систематической форме концепцию зла Толстой показал в уче‐ нии о грехах, соблазнах и суевериях, которое представляет собой своеобразный сплав христианских (святоотеческих), буддийских и ан‐ тичных взглядов на проблему пороков и злых страстей в человеке. Толстой изображает грех как препятствие, мешающее проявле‐ нию любви. Смысл предоставленного препятствия Толстой склонен оценивать весьма позитивно, видя в нем динамический момент само‐ совершенствования и самоспасения. «Грехи как преграды, которые препятствуют проявлению любви, самоценны не только в силу того, что процесс от их избавления приносит “большую радость”, но также и в силу того, что без грехов нельзя познать подлинной истины, кото‐ рая одна может помочь человеку на самом деле отвратиться от зла и полностью стать на сторону добра. Речь здесь, безусловно, идет не о пассивном состоянии греховности, но активном понимании своих грехов, ведущем к “умоперемене”. В следствии этого, толстовское уче‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=