ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 299 2015 у учащихся. Эти модели рассматривают многоязычие как ценный ре‐ сурс и представляют собой инструмент для его достижения. Их еще называют дополняющими или обогащающими моделями. Образова‐ тельная политика, продвигающая такие модели образования для на‐ циональных меньшинств, имеет своей целью создание лингвистиче‐ ского эквивалента мирного сосуществования. Такие модели много‐ язычного обучения более всего соответствуют ожиданиям родителей, которые стремятся, чтобы их дети, живущие в многоязычном окруже‐ нии, владели несколькими языками и могли себя полноценно реали‐ зовать в открытом демократическом обществе. Здесь различают следующие модели: • Модели, имеющие целью возрождение языка, который не только потерял свой престиж, но и некоторые сферы применения и, что не менее важно, на котором из‐за соображений экономического и политического характера отказалось говорить значительное число носителей. В этом случае целью может быть создание необходимых условий для нормализации применения языка, т.е. возрождение его как официального и письменного языка. В этой ситуации после распа‐ да СССР оказались государственные языки стран на постсоветском пространстве, в том числе и стран Центральной Азии. • Модели, направленные на сохранение языка меньшинства с двойной целью: освоить язык большинства и одновременно сохра‐ нить язык сообщества. В литературе такие модели определяются как модели сохранения или защиты языков, программы языкового насле‐ дия и т. д. • Модели, имеющие целью обогащение одноязычных (или уже многоязычных) языковых репертуаров детей, т.е. достижение функ‐ ционального двуязычия и многоязычия там, где оно не формируется естественным путем. Идея заключается в том, чтобы более эффектив‐ но овладеть вторым и третьим языками при помощи дву‐ и много‐ язычного обучения. Примером таких школ могут служить триязыч‐ ные школы в Казахстане, где обучение ведется на казахском, русском и английском языках. Сохраняющие и обогащающие модели формируют многоязыч‐ ные компетентности и направлены на сохранение полиязычия и по‐ ликультурности в обществе, способствуют его интеграции. С учетом международной практики, в том числе и результатов пилотных школ из Южного Казахстана и Кыргызстана, можно гово‐ рить о следующих преимуществах многоязычного обучения для на‐ циональных меньшинств: Для системы образования • Повышает конкурентоспособность образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=