ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 29 2015 чам, часто совершенно необоснованные, негативную оценку работы или отказ от какой‐либо оценки, стремление изолировать работника или группы работников от остальных, распускание грязных слухов и сплетен» [10]. В публикациях тема травли и буллинга появилась довольно дав‐ но, в 1905 г. К. Дьюкс опубликовал свою работу, но самые первые ис‐ следования проблемы буллинга принадлежат скандинавским ученым: Д. Олвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. Д. Олвеус до сих пор яв‐ ляется одним из самых авторитетных исследователей данной про‐ блемы. Затем буллингом начинают интересоваться исследователи Великобритании. Например, В. Т. Ортона, Д. А. Лэйна, Д. П. Таттума, Е. Мунте. В США интерес к травле возникает в начале 90‐х гг. [2, с. 161]. Е. Н. Пронина считает, что жестокие отношения в подростковой среде стало совершенно обычным явлением. Она отмечает, что прак‐ тически в каждой школе страны можно найти несколько участников буллинга. Но ни один исследователь не может точно сказать, с чего вдруг у детей и подростков может возникать такая ненависть. Сейчас есть большое количество психологической и юридической литерату‐ ры (как переведенной, так и отечественной), затрагивающей данный вопрос, но, только небольшая ее часть, ориентированная на педагоги‐ ческую деятельность. Буллинг может стать некой самозащитой, проявлением страха или тревоги, в случаях реальной или мнимой угрозы для человека. Подросток проявляет агрессию, потому что иначе он справиться с си‐ туацией, укрыться от нее. Появляется воображаемая смелость и чув‐ ство защищенности. Э. Эриксон, считает, что агрессивное поведение ребенка связано с его несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру [13, с. 592]. О. А. Адлер, отмечает, что основной причиной появления бул‐ линга, является желание избавиться от чувства неполноценности, пе‐ реживаемого на протяжении всего детства. Стремление достичь пре‐ восходства над сильными лидерами, появляется из‐за неуверенности в себе, незрелости личности, неорганизованности. Эта причина соци‐ ально‐педагогического характера [1, с. 296]. Исследователь Козлова отмечает: «Агрессивность, если она и за‐ ложена в человеке как механизм защиты, может приобретать отрица‐ тельные или относительно положительные формы проявления в зави‐ симости от той социальной среды, в которой растет и развивается ребе‐ нок, от характера социального опыта, который он приобретает, живя среди людей. Существует определенная зависимость буллинга от струк‐ туры семьи, от складывающихся в ней взаимоотношений» [4, с. 63].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=