ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 287 2015 ключающейся, прежде всего, в большом различии уровня развития отдельных областей, при общем культурном единстве. Необходимо концепция, качественно описывающая модернизацию регионов и страны в целом. Нам кажется перспективным применение инструментария, ис‐ пользуемого учеными Китайского центра исследования модернизации, разработанный Группой исследования модернизации Китая (Китайский центр исследования модернизации Китайской академии наук) под ру‐ ководством профессора Хэ Чуаньци. Но к сожалению, российская тради‐ ция представления статистических данных и отсутствие у нас норма‐ тивных показателей не позволяет использовать ее после 2011 года. В нашей предыдущей статье мы реализовали данную методику в пол‐ ной мере за период 2000–2011 года и пришли к выводу об окончании первичной модернизации в регионе. Напомним читателю, что «Первичная модернизация – переход от аграрной цивилизации к промышленной цивилизации и эре, она вклю‐ чает аналогичный переход от аграрной к индустриальным экономике, обществу, культуре и т. п. Вторичная модернизация – переход от про‐ мышленных к основанным на знаниях цивилизации и эре, в это время также наблюдается переход от промышленных к информационным эко‐ номике, обществу, культуре и т. п.; так же наблюдается переход от мате‐ риальной культуре к экологической» [2], – пишет Хэ Чуаньци. Таким об‐ разом, каждая стадия связана с соответствующей эрой цивилизацион‐ ного процесса: первичная модернизация – с индустриальной эрой, вто‐ ричная – с информационной эрой, или эрой знаний. Поэтому логично, что сфера науки и высшего образования становятся определяющими в данный период. В методике Хэ Чуаньци вторичная модернизация характеризует‐ ся следующими индексами: инноваций в знаниях, трансляций знаний, качества жизни, качества экономики. Первые два индекса непосредст‐ венно связаны с состоянием сферы образования и науки. Ввиду выше‐ указанных технических трудностей подсчета индексов, мы будем ис‐ пользовать собственные относительные оценочные показатели дина‐ мики процессов в сфере высшего образования и науки. Проведем оцен‐ ку Тульской и соседних (Московской, Калужской, Орловской, Липецкой и Рязанской) областей. Далее все статистические данные взяты с сайта Росстата[4]. Для оценки динамики образования за 2007–2013 года на‐ ми использовались следующие параметры: 1. Число студентов вузов на 1000 человек населения региона. Данный показатель особенно значим, так как используется во многих методиках расчета уровни модернизации, в том числе в рассмотренной нами ранее методики профессор Хэ Чуаньци (КНР). В характеристики

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=