ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 284 вий – как мы хотим этого добиться и устанавливаются сроки – когда мы хотим этого добиться[7]. Проанализировав научные работы, посвященные проблеме вос‐ питания культуры умственного труда, отметим, что планирование со‐ ставляет существенный аспект мышления. «Значимость умения со‐ ставлять план состоит в синтезировании в себе основных логических приемов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т. д.). В процессе составления различных типов планов учащиеся учатся выделять главное, абстрагируясь от частного, сравнивать, про‐ тивопоставлять одни явления другим. У учащихся развивается абст‐ рактное мышление, которое в младших классах находится на началь‐ ной стадии своего становления» [7]. На сегодняшний день существует ряд различных методических подходов к формированию умения планировать свои действия. За ос‐ нову в нашем исследовании мы берем теорию поэтапного формиро‐ вания умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, в которой он выделил пять этапов: Первый этап связан с формированием ориентировочной основы будущего действия. Основным моментом данного этапа является оз‐ накомление на практике с составом будущего действия, а также с тре‐ бованиями, которым в конечном итоге оно (действие) должно соот‐ ветствовать. Второй этап формирования умственного действия характеризу‐ ется его практическим освоением. На третьем этапе происходит про‐ должение освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего во внутренний план. Главная особенность этого этапа в ис‐ пользовании внешней громкой речи в качестве заменителя манипули‐ рования с реальными предметами. Четвертый этап предполагает, что произойдет отказ от внешней речи. Действие происходит «про себя». Пятый этап, как заключительный предполагает полный отказ от внешней речи, действие выполняется полностью во внутреннем пла‐ не, при этом происходит переход от сознательного в сторону навыка (отказ от контроля над действиями)[5]. Основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, мы разработали логическую схему формирования действия планирования. Она включила в себя следующее: 1. Принятие младшим школьником целей и задач предстоящей учебной работы; 2. Составление точного представления о планируемом результа‐ те своей работы;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=