ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 283 2015 И сегодня актуальны слова Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчин‐ ской о том, что «для умственного развития наиболее характерной чертой является не только накопление знаний, но и своего рода фонда умственных приёмов, операций, хорошо отработанных и прочно за‐ креплённых…»[2]. В нашем исследовании основное внимание уделяется формиро‐ ванию такого универсального учебного действия как умение плани‐ ровать. Данное умение входит в состав регулятивных учебных дейст‐ вий. Следует отметить, что умение планировать формируется у детей, как только они начинают учиться в начальной школе, поэтому, оче‐ видно, что работу по изучению сущности процесса планирования и условий его реализации необходимо начинать как раз на начальных ступенях школьного образования. Учёными установлено, что у млад‐ ших школьников наряду с эмпирическим мышлением формируется и теоретическое мышление (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Элько‐ нин и др.). Поэтому изучение предметного содержания процесса пла‐ нирования, условий его развития целесообразно начать именно с младшего школьного возраста. В своих работах А. Н. Леонтьев указывал, что умение есть слож‐ ное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков; психи‐ ческое свойство личности, ставшее внутренней возможностью наибо‐ лее успешного выполнения деятельности, способность[3]. В опреде‐ лении сущности умения многие ученые придерживаются мнения, что это знания в действиях (И. А. Урклин)[6]. Согласно концепции Д. Н. Бо‐ гоявленского и П. А. Менчинской [1], понятие «умение» является тож‐ дественным понятию «прием» («способ действия»). Умение включает в себя знание о способах действия и практическое владение ими. Бо‐ лее сложные умения включают в себя системы приемов. «Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся у вас сведения для достижения своих целей, умение – это способность методично ра‐ ботать», отмечает Д. Пойа[4]. Если рассматривать планирование (в психологическом значе‐ нии) как одно из универсальных учебных действий учащегося, обес‐ печивающих его способность к организации процесса усвоения новых знаний. Тогда под термином планирование будем понимать «опреде‐ ление последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий». Для лучшего понимания процесса планирования следует рас‐ смотреть понятие план. План – это некий замысел, который помогает достичь определенного результата. План строится для достижения некой цели, поэтому сначала необходимо четко сформулировать, чего мы хотим добиться. В плане присутствует последовательность дейст‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=