ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 277 2015 на немецкой классической философии, а в частности Гегеле, славяно‐ филы подчеркивали необходимость самобытного развития России и считали необходимым критично относиться к западной культуре. Во второй половине XIX века в России происходило обострение социаль‐ ных, политических, экономических и национальных противоречий, в общественную борьбу включился рабочий класс – носитель идей со‐ циал‐демократии. Все это обусловило развитие культуры в России в XIX веке, ее особое внимание к социальным вопросам и публицистичность. XIX век – «золотой» век Российской словесности, когда литера‐ тура стала не просто самобытной, но и оказывала серьезное влияние на развитие мировой литературы. В начале века наблюдался отход от просветительской идеологии к преимущественному вниманию к че‐ ловеку и его внутреннему миру. Это было связано с распространением эстетики романтизма, что предполагало создание идеального образа, сильной личности, которая пренебрегала требованиями общества. В 30–50‐е годы происходило становление реалистической лите‐ ратуры, остро реагирующей на общественно‐политическую ситуацию в стране. Ее «рождение» было обозначено и поименовано в творчестве В. Г. Белинского. Формировавшийся критический реализм отличался повышен‐ ным интересом к социальной проблематике. Особенно это было свой‐ ственно авторам «натуральной школы», одной из ярких черт которой было внимание к судьбе «маленького человека» (Гоголь, Достоевский и пр.), жизни крепостного (Тургенев и пр.). В дальнейшем эти тенден‐ ции сохранялись, и в литературных тенденциях отразились социаль‐ ные конфликты того времени. В первой половине XIX века зарождается национальная музы‐ кальная школа. В начале века господствовали романтические тенден‐ ции, проявившиеся в творчестве А. Н. Верстовского, который обра‐ щался к историческим сюжетам. Основателем русской музыкальной школы явился М. И. Глинка, создавший основные музыкальные жан‐ ры: оперы, симфонии, романса и активно использовавший народные фольклорные мотивы. Переворот в музыке первой половины XIX века был связан с деятельностью, которая стремилась показывать жизнь, как она есть, используя фольклорные мотивы и историю. Театр также начинает играть все большую роль в жизни страны, остро реагируя на социальные и политические изменения в государ‐ ственной и общественной жизни. Хотя и в начале века доминировали императорские театры, но в 1824 году труппа Петровского театра разделилась на оперную и драматическую, создав Большой и Малый театры. В 1809 году совершилось знаменательное событие – было ос‐ новано Московское театральное училище, впоследствии названное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=