ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 27 2015 2. Поведенческий подход – рассматривает агрессивное поведе‐ ние как ситуативное (Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг, Д. Уот‐ сон, А. Бандура). Основной вывод Д. Долларда: «агрессия всегда есть следствие фру‐ страции». Согласно Долларду, агрессия – реакция на фрустрацию: попыт‐ ка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия [3, с. 265]. Позже фрустрационная теория терпит изменения в своих пози‐ циях. Представителем является Л. Берковиц, он показывал влияние социального окружения, отношения с различными людьми, на прояв‐ ление агрессивного поведения. С. Розецвейг выделил три типа причин, вызывающих фрустра‐ цию: для достижения цели или удовлетворения потребности. Выде‐ ляют «внутренние лишения» – когда фрустратор находится в самом человеке и «внешние лишения» – когда фрустратор находится вне са‐ мого человека; 2. Потери (deprivation) утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности. 3. Конфликт – одновременное существование двух несовмести‐ мых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений. Д. Уотсон считает агрессию и насилие результатом прошлого опыта индивида, влияние окружающей среды на его поведение. А. Бандура выделил три момента анализа агрессивного поведения: • Способ усвоения подобных действий. • Факторы, провоцирующие их поведение. • Условия, при которых они закрепляются. 3. Гуманистический подход (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз). Рассматривает агрессию как ответ на ограничение свободы и дейст‐ вий человека. Агрессия здесь понимается как разновидность психоло‐ гической защиты. Агрессия – ответ человеческого организма на опыт, который нес опасность, не представлению человека о самом себе. Человек должен умет принимать себя и свои качества, он должен стремиться к счаст‐ ливой жизни. Но если мнение других о себе для него важнее – то появ‐ ляется напряжение, волнение за свою жизнь, тревога и недовольство. Человеку хочется оправдать ожидания других людей, а значит он уже не свободен, ограничен в возможностях выбора действий. К. Роджерс – «агрессия – это вынужденное ответное действие на ограничение свободы» [9, с. 100]. 4. Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г. А. Андрее‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=