ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 26 Н. С. Бобровникова ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И БУЛЛИНГА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ Научный руководитель – д-р психол. наук, профессор С. В. Пазухина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Совокупность физических, косвенных, вербальных показателей жестокого поведения принято называть агрессией. Многих исследо‐ ватели, изучающие причины появления агрессии, так и не смогли при‐ дти к общему мнению. Различные психологические направления за‐ трагивают некоторые проблемы изучения жестокого поведения, и каждое выделяет свои причины возникновения, свои методы иссле‐ дования и диагностики. 1. Психоаналитический подход (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни и др.). В данном подходе насилие и агрессия рассматриваются как определенный конфликт между сознательным и бессознательным, как нечто данное человеку с рождения, психоло‐ гическая защита человека. Для З. Фрейда агрессия – реакция на блокирование или разру‐ шение либидных импульсов. Он считает, что агрессивное поведение дано каждому человеку, как один из инстинктов. Насилие человек со‐ вершает по отношению к себе самому и по отношению к другим, к внешнему миру [11, с. 112]. Для Э. Фромма агрессия – мазохистское влечение к смерти, к страданию. Он выделяет несколько форм насилия: игровое, реак‐ тивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и арха‐ ичный тип – жажда крови [9, с. 99]. К. Юнг считает, что агрессия, насилие объясняется воздействием бессознательного на сознание человека. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, поражение ведет к ду‐ шевной гибели, преодолению, возрождению [9, с. 99]. К. Хорни считает, что агрессивное поведение имеет связь с по‐ вышенной базисной тревожностью личности. Агрессия – это опреде‐ ленный вид психологической защиты человека, стремление к безо‐ пасности, гипотетические потребности комфорта и удовольствия [9, с. 101].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=