ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 229 2015 социацию специалистов по прикладной этике; б) учебно‐исследо‐ вательский центр при университете; в) независимый локальный на‐ учно‐исследовательский центр. Наибольшее количество центров при‐ кладной этики мы наблюдаем в таких странах, как США, Канада, Вели‐ кобритания. Деятельность таких центров концентрируется в следую‐ щих сферах: в области бизнес‐руководства и политического лидерства 2) в области политической этики; 3) в области этики бизнеса; 3) в об‐ ласти этики науки; 4) в области этики международных отношений; 5) в области расовых и этнических проблем; 6) в разнообразных сфе‐ рах прикладной и профессиональной этики; 7) в области биомеди‐ цинской этики. Направления деятельности центров прикладной этики на Запа‐ де концентрируются в следующих аспектах: накопление баз данных «этических кейсов» – т. е. реальных этических конфликтов – и их ана‐ лиз; научная работа в области прикладной этики; организация кон‐ ференций по прикладной этике; разработка профессиональных эти‐ ческих кодексов; так называемое «этическое образование» – проведе‐ ние образовательных курсов по профессиональной этике для бизнеса или государственных служащих; экспертная работа в составе этиче‐ ских комитетов в политике, бизнесе, науке, образовании, экологии и т.д.; мониторинг профессиональных ценностей; разработка этико‐ экономической стратегии предприятий. Это далеко не все возможности центров прикладной этики. Дан‐ ная сфера переживает фазу активного развития, и можно прогнозиро‐ вать, что потребность в центрах прикладной этики только увеличится, в связи с постоянно меняющимися вызовами современного общества. Каково состояние прикладной этики в нашей стране? Ситуация в нашей стране резко отличается. На данный момент в нашей стране существуют лишь два крупных центра прикладной эти‐ ки – это Центр прикладной и профессиональной этики ИФ РАН и Науч‐ но‐исследовательский институт прикладной эт謬ки Тюменского нефтегазового университета. Сотрудники центров ведут активную на‐ учную работу, выпускают научный журнал, участвовали в создании ко‐ дексов этики (например, в создании кодекса парламентской этики для Государственной думы; кодекса профессиональной этики для государ‐ ственных служащих Тюменской области). Разработки неоднократно получали грантовую поддержку. Однако очевидно, что даже вмеша‐ тельства таких высококлассных специалистов, в силу их малочислен‐ ности, недостаточно для повсеместного внедрения прикладной этики. В обществе нет четкого понимания прикладной этики. Отдель‐ ные попытки, например, создания этических кодексов профессий, не‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=