ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 200 начальной школы. С учетом диагностических данных организуется образовательный процесс. Рассмотрим подробнее данную работу на примере первого этапа диагностики, направленного на изучение го‐ товности ребенка к обучению в школе. Программа обследования включала следующие направления по‐ знавательная сфера (математика, русский язык, чтение, общая успеш‐ ность выполнения трех работ, успешность в усвоении программы по математике, русскому языку и чтению); индивидуально‐личностные особенности ребенка (самооценка, отношение к школьной жизни, эмоциональное благополучие, мотивация, усвоение норм поведения в школе, успешность функционирования в роли ученика, взаимодей‐ ствие со сверстниками, нетревожность); семья как ресурс адаптации первоклассника (установки родителей по отношению к школьному обучению, условия дома для обучения, помощь ребенку в обучении); группа здоровья ребенка. Курсивом мы выделили параметры исследования, входящие в психологический статус учащегося. Мониторинг предлагается «Московским центром качества обра‐ зования» два раза в год: в октябре, в апреле. В классах исследование проводится учителем, школьным психологом и медсестрой. Диагно‐ стика включает в себя тесты «Рисунок человека», «Графический дик‐ тант», «Образец и правило», «Первая буква», анкетирование родите‐ лей, заполнение сведений из медицинских карт и перечень вопросов для учителя. Результаты исследования представляются как класса в целом, так и отдельного ребенка на фоне одноклассников, и учиты‐ ваются учителем при построении образовательного процесса. Сведения о познавательной сфере, а именно об успешности в ус‐ воении программы по математике, русскому языку и чтению учиты‐ ваются при выборе методов, организации помощи через систему ин‐ дивидуальных заданий. В классе были обнаружены некоторые про‐ блемы, например, нежелание заниматься монотонной деятельностью, неумение планировать свои действия, нежелание заниматься дея‐ тельностью, которая получается, не так хорошо, как у лидеров, нали‐ чие нарушений фонематического слуха, проблемы с моторикой. При нарушении фонематического слуха на уроках можно ис‐ пользовать задания, в которых по рисунку нужно найти слова с опре‐ деленным звуком, при работе с текстом точками под буквой отмечать звук, который она обозначает. Также эффективно ведение таблицы с «кармашками» букв и звуков. С учащимися этой группы помимо учи‐ теля занимается школьный логопед. Для планирования действий на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=