ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 199 2015 А. А. Лукина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС УЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Научный руководитель – д-р пед. наук, профессор Л. А. Орлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Современный образовательный процесс, ориентированный на личностное развитие младших школьников, предполагает выявление и учет психологического статуса учащегося. Понятие «психологиче‐ ский статус» рассматривался педагогами и психологами с разных по‐ зиций научного обоснования. В. А. Ядов, С. Л. Михайлов, Л. Ф. Обухова исследовали психологи‐ ческий статус с позиции деятельностного подхода. По их мнению, пси‐ хологический статус школьника представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, по‐ ведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде [2]. М. Р. Битянова определяет психологический статус младшего школьника, как систему психологических характеристик ребенка, ко‐ торая включает познавательную сферу, индивидуально‐личностные особенности ребенка, семью как ресурс адаптации первоклассника и эмоциональную сферу [1; с. 69]. Развивая данный подход М. Р. Битя‐ нова и А. В. Потапова раскрывают структуру психологического статуса учащегося. В нашем исследовании мы опирались на работу ученых и вслед за ними в структуре психологического статуса выделили сле‐ дующее: 1) социальные особенности школьника; 2) познавательная сфера младших школьников; 3) особенности мотивационно‐личност‐ ной сферы; 4)особенности отношений школьника к самому себе и к миру; 5) особенности поведения школьника в ситуациях внутри‐ школьного взаимодействия [1]. Одна из задач нашего исследования предполагает установление влияния учета психологического статуса на образовательные резуль‐ таты. Для решения данной исследовательской задачи мы обратились к изучению педагогического опыта ГБОУ Школа № 2114, в котором на протяжении трех лет регулярно проводится диагностика учащихся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=