ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 185 2015 дования является формирование контрольно‐оценочной самостоя‐ тельности младших школьников, рефлексивности и способности к са‐ мокоррекции как важных показателей субъектной позиции, которые способствуют более эффективному формированию учебной самостоя‐ тельности, а также способности к самовоспитанию, самообучению, са‐ моразвитию, самосовершенствованию. Г. А. Цукерман отмечает, что формирование контрольно‐оценочной самостоятельности может осуществляется в таких направлениях как : – передаче контрольно‐оценочных механизмов от учителя к учащимся; – перехода от констатирующего контроля к контролю диагно‐ стирующему, рефлексивному [5]. Работа по формированию контрольно‐оценочной самостоятель‐ ности у детей требует особую проработку урока в аспектах связанных с оцениванием. Прежде всего следует продумать какие знания и уме‐ ния, критерии подлежат оцениванию. Далее нужно продумать какой фрагмент урока будет оценивать учитель, а в какой момент предло‐ жить ученику осуществить оценку. Наконец, мы должны решить во‐ прос на каком этапе урока необходим контроль и оценка. При этом да‐ ем возможность школьнику доработать, пересдать текущие работы. Немаловажным также является вопрос о том, где фиксировать отмет‐ ку. Это могут быть как индивидуальные оценочные листы, таблицы, стенды, дневники так и вкладыши к ним. И последним шагом в прора‐ ботке урока остается подбор методов, приемов и средств, которыми можно воспользоваться в определенной ситуации [3]. Использование альтернативного оценивания как условия фор‐ мирования субъектной позиции базируется на реализации таких принципов как критериальности и механизмов оценивания, система‐ тичности контрольно‐оценочного процесса, рефлексивности само‐ оценки и гибкости используемой оценки. Рассмотрев структуру содержания системы альтернативного оценивания мы смогли выделить следующие компоненты: виды кон‐ трольно‐оценочных действий, виды оценочных шкал, осуществляе‐ мые учащимися, а также умения, которыми они должны овладеть в процессе действий оценивания, контроля и корректировки. Таким образом, мы определили, что в процессе обучения в на‐ чальной школе могут использоваться всевозможные виды оценок, а именно такие как количественная: абсолютная и относительная; по‐ рядковая: ранговая, аналоговая, знаковая, описательная [3].Также в нашем исследовании стоит отметить различные виды самооценок. За основу мы взяли исследования Г. А. Цукерман, которая предлагает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=