ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 184 относятся такие как зачетная, безотметочная, десятибалльная, рей‐ тинговая и другие. Приступая к изучению данной проблемы следует развести поня‐ тия контроль, отметка и оценка, которые употребляются то в одина‐ ковом, то в различных значениях. Единого подхода к трактовке этих понятий в педагогической литературе ещё не выработано. Понятие «контроль» рассматривается психологами и педагогами с разных позиций. Проанализировав подходы к определению контро‐ ля А. К. Марковой, О. В. Оноприенко, И. П. Подласого, можно сделать вывод, что в самом общем виде контроль выступает как средство ре‐ гуляции, организации индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, которое в свою очередь направлено на выявление, измере‐ ние и оценивание знаний, умений и навыков учащихся [1]. Согласно мнению В. В. Давыдова, И. В. Гладкой, Д. Б. Эльконина, под контролем следует понимать прежде всего контроль за правиль‐ ностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав дейст‐ вий, а именно направленное на обнаружение больших и малых оши‐ бок и пробелов [2]. Понятие «оценка» трактуется как сравнение с эталоном изучае‐ мого объекта в широком смысле и как соотнесение объекта с потреб‐ ностями, целями и интересами субъекта, в узком. В свою очередь, Л. В. Занков называл такую оценку субъективной, так как она уста‐ навливает отношение между объектом и субъектом, даёт объективно‐ субъективную информацию. С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков рассматривают отметку как установ‐ ленное обозначение степени и уровня знаний учащихся [4]. Анализи‐ руя современные педагогические работы можно определить отметку и как условное выражение оценки знаний, умений и навыков учащих‐ ся, которое выражается в баллах, цветом, каким‐либо знаком и т. д. Немаловажным при изучении системы альтернативного оцени‐ вания как условия формирования субъектной позиции является рас‐ смотрение понятия самооценки. С точки зрения Г. А. Цукерман, само‐ оценка служит для регуляции поведения и деятельности человека. Овладение той или иной деятельностью человеком зависит в значи‐ тельной мере от того, как он оценивает свои шансы на успех [5]. По мнению автора, на начальном этапе обучения главной функ‐ цией самооценки является определение ребенком своих возможно‐ стей, осознание проблем, которые ещё предстоит решить в учебном процессе. Анализ различных подходов и технологий альтернативного оценивания показывает, что наиболее актуальным для нашего иссле‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=