ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 181 2015 стях и идеалах. Конативный (поведенческий) компонент психолог оп‐ ределяет как выбор стратегии и тактик поведения по отношению к значимым (ценным) объектам среды, людям и самому себе. Положи‐ тельность или отрицательность этого компонента выражается по‐ средством потребности, дающей косвенное указание на способ дости‐ жения и удовлетворений данной потребности [3]. Данный подход к решению вопроса о структуре ценностного от‐ ношения нашёл свое развитие в работах Т. А. Серебряковой, которая представляет данный феномен как конгломерат, синтез таких состав‐ ляющих как: аффективный компонент (эмоциональная сторона от‐ ношения), когнитивный компонент (интеллектуальная сторона от‐ ношения, то есть уже имеющиеся знания о мире и интерес к его даль‐ нейшему познанию), деятельностный компонент (непосредственное проявление отношения, а именно – ответственность за свое поведе‐ ние и поступки и т. д.) [4]. Исследуя ценностное отношения к учебной деятельности, мы наполнили названные компоненты свойствами, так например: 1) аф‐ фективный компонент включает в себя эмоциональные переживания, возникающие у детей в учебной деятельности; 2) когнитивный ком‐ понент направлен на понимание значимости учения и характеризует‐ ся наличием интереса к учебной деятельность и выполнению учебных заданий, желанием усваивать новые знания и развивать свои умствен‐ ные способности; 3) деятельностный компонент проявляется в целе‐ устремлённости, активности, готовности к усвоению новых знаний, умений, получению навыков и умению взаимодействовать с субъек‐ тами образовательного процесса. Определяя механизмы формирования ценностного отношения к учебной деятельности, мы обратились к работам М. С. Кагана, который рассматривает механизм с философской точки зрения. Учёный предпо‐ лагает соотнесение двух аспектов его изучения – внутреннего и внеш‐ него. В первом случае «ценностное отношение образуется связью двух контрагентов – некоего предмета, который становится носителем цен‐ ности, и человека, который оценивает данный предмет (то есть уста‐ навливает его ценность, потому что оценка может иметь и не аксиоло‐ гический характер» и придаёт ему определённый смысл. Во втором слу‐ чае ценностное отношение можно анализировать с двух сторон: «с од‐ ной стороны, выявление закономерностей детерминации его содержа‐ ния в различных социокультурных контекстах, а с другой – его обратно‐ го влияния на функционирование и развитие общества и культуры» [1]. По мнению В. А. Ядова, в ценностных отношениях можно выде‐ лить «особый концентр или «ось», организующие иерархию ценно‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=