ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 155 2015 А. А. Клейменов ОБМАННЫЙ МАНЕВР ФИЛИППА II В БИТВЕ ПРИ ХЕРОНЕЕ И ПРИЧИНЫ ЕГО УСПЕХА 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Историческая значимость военных событий античного времени и степень их изученности не всегда совпадают. Как справедливо от‐ мечено в научной литературе, битва при Херонее – одно из наиболее важных сражений классической древности, о котором на удивление мало известно [10, c. 254]. Фактически, о ходе сражения, решившего судьбу Древней Греции, мы можем узнать лишь из трех кратких сооб‐ щений источников. Первое из них приводит Диодор Сицилийский. Он отмечает большой вклад в победу молодого македонского цареви‐ ча Александра, однако называет «человеком, принесшим победу» его отца Филиппа, командовавшего другим крылом войска. Македонский царь сумел сначала потеснить войска противника, а затем заставил их бежать (XVI, 86, 1–5). Второе сообщение об интересующих нас событи‐ ях приводит Полиэн в одной из стратегем. Указывается, что Филипп в битве начал отступать. Афинский стратег Стратокл призвал своих людей преследовать врага и загнать его назад в Македонию. Указыва‐ ется, что Филипп отводил сомкнутую фалангу, держа ее лицом к не‐ приятелю, а затем, заняв возвышенность, ободрил своих людей и, раз‐ вернувшись, стремительно атаковал афинян и победил их (IV, 2, 2). Третий фрагмент также относится к сочинению Полиэна и кратко со‐ общает, что Филипп одержал победу над неопытными афинянами, сознательно затянув сражение (IV, 2, 7). Сопоставление упомянутых отрывков сочинений античных авторов позволяет заключить, что большое значение для общей победы македонян имели действия воз‐ главляемой самим Филиппом части войска, располагавшейся напротив афинского крыла объединенной армии антимакедонской коалиции. Современные исследователи единогласно указывают, что маневр, позволивший македонскому царю нанести поражение афинянам, пред‐ ставлял собой классическое ложное отступление [4, c. 42; 5, с. 204; 7, с. 147–148; 8, с. 156–157; 12, с. 219–220; 13, с. 150; 18, с. 43; 20, с. 318]. 1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК‐5688.2014.6 (дого‐ вор от «03» февраля 2014 г. № 14.Z56.14.5688‐МК).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=