ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 147 2015 Ю. М. Калмыкова РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент М. В. Полина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Проблемы становления личностного самоопределения рассматри‐ ваются в работах В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, В. Ф. Сафина, Г. П. Ни‐ кова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Г. Е. Сухаревой. Большой вклад внес отечественный психолог М. Р. Гинзбург, ко‐ торый предложил концепции, основой, с позиции которой автор под‐ ходит к решению проблемы личностного самоопределения является представление о ценностно‐смысловой природе личностного самооп‐ ределения [1, с. 25]. В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личност‐ ное самоопределение» выступает категория «психосоциальная иден‐ тичность», разработанная и введенная в научный оборот американ‐ ским ученым Э. Эриксоном [4, с. 120]. Особую значимость и актуальность приобретает необходимость исследования развития личностного самоопределения учащихся старших классов с задержкой психического развития: его сути, обра‐ зовательных условий содействия процессу его становления [3, с. 93]. Именно в личностном самоопределении заключается то самое сущест‐ венное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков и старше‐ классников, в требованиях к каждому из них [2, с. 70]. Сложность и многогранность личностных изменений в старшем школьном возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего раз‐ вития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Развитие личностного самоопределения у старших школьников с задержкой психического развития». Экспериментальное исследование проводилось на базе Государ‐ ственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа‐интернат VII вида». В исследовании приняло участие 12 учащихся 14–15 лет с задержкой психического развития. На констатирующем и контрольном этапах применялась диагно‐ стическая программа, включающая в себя следующие методики: тест‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=