ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 140 Любая наука оперирует не непосредственно с реальными пред‐ метами, явлениями, процессами и событиями, а с их моделями. Реаль‐ ные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим (иногда и единственным) способом их изучения часто явля‐ ется построение и исследование модели, отображающей лишь какую‐ то грань реальности. Модели зачастую представляют собой описание с помощью формальнологического математического аппарата. В начальной школе можно выделить три вида моделей: рису‐ нок, схема и таблица. Рисунок изображает реальные предметы, о ко‐ торых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометри‐ ческих фигур. Схема является наиболее предпочтительной моделью при реше‐ нии, потому что используется при решении задач со сколь угодно большими числами и позволяет подняться на достаточно высокую ступень абстрактности. Таблица служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения. Пользуясь таблич‐ ной, нетрудно найти план и осуществить решение задачи. Покажем, как можно использовать схему в процессе обучения моделированию на уроках математики в начальной школе. Задача № 1. Ребята заготовили для птиц 5 кг рябины и 6 кг се‐ мян арбуза. Сколько всего килограммов корма заготовили дети? После установления взаимосвязанных утверждений (назовите первое число, что обозначает, второе число, что обозначает) и искомого (что спрашивают в задаче?) переходим к построению схемы: Данные схемы вводятся не сразу, а постепенно, чтобы дать уча‐ щимся возможность увидеть варианта моделирования одной задачи разными способами. Такая же работа ведётся над всеми видами задач. Схема сюжетной задачи помогает понять учащимся абстрактные отношения, заданные в условии задачи, в конкретной пространствен‐ ной форме. Схема является обобщением, позволяющим выйти за пре‐ делы данной задачи и получить обобщающий способ для решения любых задач данной структуры, что является одной из важнейших целей моделирования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=