ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 132 мотивы в литературных произведениях различных народов. Посред‐ ством праздников и обычаев отдельных этносов дети узнают, что не‐ смотря на то, что они разные, все они разделяют одни и те же добро‐ детели, кроме того учатся сопричастности и эмпатии в общении [2, с. 91]. Независимо от того, о чем идет речь – о работе с детьми или с подростками, исключительно важным является способ, с помощью которого учитель организует анализ и дискуссию литературных про‐ изведений, какие дискуссионные вопросы он подберет, чтобы реали‐ зовать цели, связанные с интеркультурным воспитанием. Далее рас‐ смотрено несколько методических приемов работы с текстами, кото‐ рые были бы подходящими для этой цели. Первый прием – собеседо‐ вание. Это традиционный метод, широко применяемый на уроках родного (или иностранного) языка, при обсуждении текстов. Было бы хорошо, если учитель предоставит возможность большему числу учеников выразить свое мнение, помогая им внимательно подобран‐ ными вопросами. Другой прием – это изучение произведения «по об‐ разам», то есть внимание фокусируется на восприятии и понимании образа героя в единстве с другими образами произведения [1]. Раз‐ личные герои подвергаются анализу сами по себе и как часть цело‐ стного повествования, выявляются мотивы их действий, как и взаи‐ мосвязи между отдельными героями. Урок можно было бы разнооб‐ разить путем использования интерактивных техник в обучении, на‐ пример, в проблемном обучении, в процессе которого изучаются ре‐ альные проблемы, а цель заключается в усвоении знаний и умений, а не в реальном разрешении проблемы. Этот метод дискуссионный и основывается на диалогичности. Кооперативное учение тоже было бы удачным приемом, так как оно требует работы в группе и дости‐ жения результата общими усилиями учеников, что способствовало бы развитию толерантности. В заключение можно отметить, что литературные произведения, как часть обучения языку в школе, обладают существенным потен‐ циалом для формирования эмпатии у учеников для целей интеркуль‐ турного воспитания. Мне хотелось бы в завершение привести цитату выдающегося болгарского писателя Георги Господинова, очень хоро‐ шо иллюстрирующую потенциал литературы воздействовать на соз‐ нание человека. Цитата гласит: «Литература учит любопытству и со‐ чувствию друг к другу. Услышав чью‐нибудь историю, ты уже не мо‐ жешь унизить человека, доверившего ее тебе, он становится тебе близким. И в этом чудо рассказывания».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=