ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 131 2015 ощущение эмпатии по отношению к другому человеку, благожела‐ тельность и открытость являются основой для созидания хороших интеркультурных взаимоотношений и для достижения высокого уровня интеркультурной компетентности, что, со своей стороны, яв‐ ляется одной из целей интеркультурного воспитания. Как эмпатию, так и интеркультурную компетентность подходя‐ ще формировать в школьной среде в рамках языкового обучения. Не‐ смотря на то, идет ли речь о преподавании официального языка госу‐ дарства, родного языка или иностранного языка, я считаю, что, ис‐ пользуя специально подобранные литературные тексты, учитель мо‐ жет формировать эмпатию у своих учеников в контексте интеркуль‐ турного воспитания. Это мнение разделяют и другие авторы, напри‐ мер Р. Нешкова, которая считает, что «дети реагируют эмоционально на то, что проникло в их душу, даже если и не произошло лично с ни‐ ми, а узнали они о нем из сказок и рассказов» [2, с. 89]. В поступках ге‐ роев литературных произведений скрываются такие качества, как добродетельность и нравственность, которые дети распознают и ко‐ торым склонны подражать. Герои – сильные, смелые и добрые, остав‐ ляют прочный след в сознании учеников“ [2, с. 88]. Следовательно, посредством подбора подходящих литературных текстов ученики младших, а и старших классов могли бы формировать эмпатию в кон‐ тексте общения в интеркультурной среде. Примеры героев‐жертв предрассудков или таких, для кого различия являются скорее богат‐ ством, чем помехой, могли бы произвести впечатление на учеников и подтолкнуть их если не на то, чтобы они изменили свое поведение, то по крайней мере на то, чтобы задумались над ним. Мировая лите‐ ратура изобилует такими примерами – «Хижина дяди Тома», «Убить пересмешника», «Список Шиндлера» и многими другими произведе‐ ниями, чьи послания ясно различимы и одновременно с этим легко понимаемы для учеников, благодаря их универсальному нравствен‐ ному посланию о равенстве и ненасилии. Конечно, указанные выше произведения более подходящи для учеников средней школы, в то время как для учеников начальной школы больше подходят сказки и басни. Р. Нешкова считает, что мотив добра в сказках способствует формированию как национальной идентичности, так и толерантно‐ сти, поддерживает традиции и обычаи живыми, что предполагает управление собственными эмоциями, и способствует уважению и по‐ ниманию языка и культуры другого [2, с. 90]. Кроме того, ознакомле‐ ние детей из различных этнических групп с их собственным фолькло‐ ром приводит к повышению их самооценки, стимулирует процесс по‐ знания себя и чувство толерантности; дети учатся открывать схожие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=