ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 130 обходимо разграничить понятие «эмпатия» от другого, схожего с ним, а именно – «симпатия», так как между ними есть существенное отли‐ чие. «Симпатия» означает «чувства сожаления и горя по причине чу‐ жого несчастья» [6]. То есть разница в том, что когда испытываем эм‐ патию, мы ощущаем то же самое, что и объект эмпатии, а при симпа‐ тии мы испытываем чувство подкрепляющей эмоции по отношению к другому человеку. Это можно проиллюстрировать еще более четко следующим примером: «при эмпатии я чувствую то же самое, что и ты, чувствую твою боль, при симпатии – чувствую сожаление по причине твоей боли» [5]. И, несмотря на то, что эмпатия чаще всего ассоцииру‐ ется с негативными чувствами, она может возникнуть и по поводу по‐ ложительных эмоций, как радость, удовлетворение и т. п. Согласно исследованию, процитированному в журнале Psychology Today, уровень эмпатии среди американских учащихся колледжей (ис‐ следование охватывает 14 000 людей) снизился на 40 % с 2000 года [7]. И несмотря на то, что упомянутое исследование не касается ни Ев‐ ропы, ни Болгарии, оно ставит вопросы, ответы на которые могут дать представление о проблемах современного глобализированного общества. Эти проблемы характерны не только для одной определен‐ ной страны, так как большинство людей сегодня ведет более или ме‐ нее одинаковый образ жизни. Более конкретно я имею в виду одер‐ жимость людей современными технологиями, желание быть в изоля‐ ции, даже простой факт, что дети уже не играют так долго вместе, как они делали это раньше. То есть в силу этой неосознанной изоляции люди не общаются друг с другом и, соответственно, трудно могли бы испытать эмпатию друг к другу. Один из важнейших факторов для формирования эмпатии – это семья и семейная среда. Дети рождаются со склонностью испытывать эмпатию, но от родителей зависит, превратится ли она в осознанное чувство. Но даже если и семье удалось воспитать чувство эмпатии у ребенка, существует мнение, что проявление эмпатии определяется и еще одним значимым фактором – социальной средой [8]. Вот почему школа, как институт, реализующий социализацию, обладает ключе‐ вой ролью в формировании различных просоциальных форм и моде‐ лей поведения, в том числе и в формировании эмпатии. Понятие «эмпатия» можно связать с другим важным понятием в контексте современной жизни – интеркультурная компетентность. В самом общем виде ее можно дефинировать как способность уста‐ новления и поддерживания успешных межличностных контактов с представителями различных культурных групп – этнических, рели‐ гиозных, языковых” [3]. Эти два понятия схожи между собой, так как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=