ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 129 2015 Н. Г. Жечева ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У УЧЕНИКОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИНТЕРКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВОГО УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ Научный руководитель – д-р пед. наук, профессор С. Чавдарова-Костова Софийский университет «Св. Кл. Охридски», Болгария В современном мире, характеризующемся своей динамичностью и многоаспектностью, протекают разнообразные социальные явле‐ ния, оказывающие влияние на ежедневную жизнь людей. Одним из них является глобализация, которая «сужает» рамки нашего мира и сближает нас, несмотря на то, хотим ли мы этого или нет. Парал‐ лельно с глобализацией протекает и другой феномен, противополож‐ ный ей – алиенация. Отдаление от других, замыкание в себе, в своем собственном мире, неизбежно приводит к отсутствию интереса к со‐ циальной жизни, а также к уменьшению желания общаться с другими людьми. Все это способствует снижению уровня эмпатии, что в ре‐ зультате приводит к неэффективности общения. Эмпатия, со своей стороны, обладает исключительной важностью для формирования интеркультурной компетентности – ключевого комплекса знаний, умений и отношений, необходимого для эффективного общения в глобализирующемся мире. Вот почему в данной статье рассматрива‐ ется формирование эмпатии как ключевой фактор для реализации целей интеркультурного воспитания в контексте занятий по языку, и в частности через использование текстов. Понятие «эмпатия» возникло в начале 20‐ого века на базе грече‐ ского слова empatheia (от ем‐ – «в», и пафос – «чувство») и представля‐ ет собой перевод немецкого термина “Einfűhlung”. Существует не‐ сколько дефиниций слова «эмпатия», но широкую популярность при‐ обрело толкование, представленное Фредериком де Вигнемонтом и Таней Сингер: «эмпатией называется ощущение эмоции, которая каким‐то образом похожа на эмоцию другого человека, вызвана на‐ блюдением или представлением другого (с помощью воображения) и включает в себя осознание факта, что именно другой является при‐ чиной нашей собственной эмоции» [4]. Более упрощенная дефиниция представлена в Оксфордском словаре, где эмпатия описана как «спо‐ собность понять и разделить чувства другого человека» [6]. Здесь не‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=