ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 120 • словесное рассуждение; • построение графов; • построение блок‐схем; • построение таблицы. Покажем, каким образом формируются познавательные универ‐ сальные учебные действия в ходе решения логических задач на приме‐ ре формирования умения строить цепочку логических рассуждений. Задача: Вова, Слава и Михаил ходят на разные секции: хоккей, футбол и баскетбол. На вопрос, какую секцию посещает каждый из них, один ответил: «Вова ходит на хоккей, Слава не посещает хоккей, а Михаил не посещает баскетбол». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какую секцию посещает каждый из детей? При решении задачи мы будет использовать алгоритм, который помогает детям научиться поэтапно решать и анализировать логиче‐ ские задачи. 1. Определение содержания текста (выбор объектов и субъектов). Таким образом, объектами данной задачи являются Вова, Слава и Михаил. Субъекты – разные секции: хоккей, футбол и баскетбол. 2. Определение логических условий задачи в виде утверждений «Вова ходит на хоккей, Слава не посещает хоккей, а Михаил не посе‐ щает баскетбол». 3. Определение дополнительного логического условия. По условию задачи, одно утверждение верно, а два других ложны. 4. Получение единственного непротиворечивого ответа. Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юно‐ ши посещают разные секции. Это противоречит условию задачи, по‐ этому первое утверждение ложно. Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что ни‐ кто не посещает хоккей. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно. Остается считать верным третье утвержде‐ ние, а первое и второе – ложными. 5. Проверка получившегося ответа, в соответствии с логически‐ ми условиями. Ответ: Слава посещает хоккей, Михаил – футбол, Вова – баскетбол. Развитие логического мышления повышает и качество усвоения знаний и умений, поэтому использование в начальном обучении раз‐ личных методов, приемов по развитию логического мышления спо‐ собствует активизации мышления учащихся и тем самым их общему развитию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=