ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

«Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» 117 2015 в этой ситуации, ведет себя сдержанно, находится под пристальным взглядом учителя и одноклассников, что порою провоцирует поведе‐ ние, не свойственное ему. Школьник ищет одобрения и принимает решения, не противоречащие общественному мнению. Поэтому мы считаем, что формирование нравственных понятий как средства обу‐ чения школьников моральному выбору должно осуществляться в боль‐ шей степени в процессе внеурочной деятельности. В этом пространстве школьник ощущает себя более раскрепощенно, внутренне свободно, пропускает все решения через призму внутреннего «Я». Несмотря на большое количество работ по данной проблеме, не‐ достаточно исследованным остаётся процесс принятия решения в си‐ туации морального выбора современными школьниками и место нравственных понятий в данном процессе. С этой точки зрения инте‐ рес представляет обоснованное Ю. А. Шрейдером [1] соотношение ме‐ жду справедливостью и совестью. Если справедливость низводит эти‐ ческие решения до уровня рассудочной логики, формулируя четкие критерии, то совесть решает этические проблемы вне разумного обоснования: интуитивно, путем озарения, внутреннего видения си‐ туации в целом. Следовательно, нравственные понятия, находящиеся в области понимания школьниками картины справедливости, стано‐ вятся неким фундаментом, одной из главных составляющих в процес‐ се принятия решения в ситуациях морального выбора. Мы разработали один из возможных алгоритмов обучения школьников социально значимому моральному выбору. Процесс обу‐ чения школьников социально значимому моральному выбору мы свя‐ зываем с формированием нравственных понятий, которое основыва‐ ется на некоторых принципах. Во‐первых, организация проблемного изучения материала, в ходе которого возможно расширение когни‐ тивного ядра нравственных понятий. Во‐вторых, использование ин‐ дивидуального подхода, который позволит учитывать личностный опыт учащихся, их отношение к тому или иному нравственному поня‐ тию, что положительно скажется на процессе формирования ценност‐ ного ядра нравственных понятий. И наконец, моделирование ситуа‐ ций морального выбора на основе учебного материала, что позволит актуализировать уже имеющиеся значения нравственных понятий учащимися, приобретать новые, влиять на умение осознанно прини‐ мать решение в ситуациях морального выбора.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=