ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 116 гогической науки, равно как и формирование способности к мораль‐ ному выбору поступков и ценностей, способности к рефлексивному ценностному целеполаганию, к рефлексии как механизму самокон‐ троля» (В. П. Бездухов, Т. В. Жирнова) [1, с. 34]. Совесть – это одно из главных нравственных понятий, значение которого хорошо знакомо школьникам. На одном из этапов нашего исследования удалось вы‐ явить, что в начальных классах ученики трактуют совесть, как нечто такое, что «заставляет поступать хорошо» (опрошены ученики 2–4 классов, всего 38 человек). Старшеклассники же добавляют более под‐ робные характеристики данному понятию: «тормоз для аморальных поступков», «внутренний регулятор», «внутренний моральный ком‐ пас», «внутренний голос», «второе Я», «это то, что грызет внутри» (оп‐ рошены ученики 8, 9, 11 классов, 22 человека). Многие характеристи‐ ки данного понятия в сознании учеников существуют как словесные штампы. Этот вывод позволяют сделать ответы учеников на вопрос: «Что значит поступать не по совести?» и «Испытывали ли вы когда‐ нибудь угрызения совести?». Данные вопросы заставляют учеников задуматься, они с трудом могут соотнести свои поступки с данным понятием, охарактеризовать свои чувства и эмоции. Многие школь‐ ники не только не знают алгоритма действий в ситуациях морального выбора, но и не могут анализировать уже произошедшее, рефлекси‐ ровать над своими поступками и решениями. Попадая в ситуации мо‐ рального выбора, школьник действует интуитивно, не задумывается над последствиями. Поэтому важно неоднократно демонстрировать алгоритм принятия решения в специально созданных ситуациях мо‐ рального выбора. В рамках каких предметов возможно создавать та‐ кие ситуации? Предметы гуманитарного цикла специфичны своим со‐ держанием. Гуманитарные дисциплины насыщены и нравственными понятиями, и проблемами, которые можно эффективно использовать для создания ситуаций морального выбора. Так, литература – предмет, в рамках которого не один год происходит осмысление школьниками нравственных коллизий, нравственности / безнравственности героев, моральных проблем и путей их решения. В процессе анализа произве‐ дений ученики опираются на знание нравственных понятий, соотносят эти понятия с личным опытом, со своими ценностями. Тексты же, в ко‐ торых представлены нравственные понятия, влияют на эмоциональ‐ ное восприятие подростками ситуаций морального выбора, заставляют почувствовать себя участниками этих ситуаций, что формирует умение принимать решения в ситуациях морального выбора. В пространстве урока школьник, попадая в искусственно соз‐ данную ситуацию морального выбора и усваивая модель поведения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=