ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015
ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 114 том, получить представления о системах ценностей, на которые ори‐ ентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Сис‐ тема ценностей подростка является относительно неупорядоченной и неустойчивой. При этом важным критерием осмысления личного опыта и окружающей действительности у подростков становятся эмоции. При этом известно, что на основе эмпатии (сопереживания) человек скорее познает себя и станет способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние. Развитые эмпати‐ ческие способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля. Нам удалось выявить, что младшие подростки обладают высоким (6 из 9 учащихся) и средним (3 из 9) уровнем эмпатии, что, безусловно, может положительно вли‐ ять на формирование нравственных понятий в процессе нравствен‐ ного воспитания. Но существует ряд проблем, с которыми мы столкнулись при ор‐ ганизации процесса формирования нравственных понятий как сред‐ ства обучения школьников моральному выбору. Младшие подростки не знакомы с семантическим наполнением многих нравственных по‐ нятий: например, благородным (нравственное понятие – «благород‐ ство»), они считают человека, который относится к знатному роду. В процессе изучения литературы, учащиеся часто сталкиваются с по‐ нятием «идеал», но соотнести со своими представлениями об идеале не могут. Важно отметить, что в исследовании Б. В. Кайгородова [9] было обнаружено, что у 12–13‐летних детей доминирует синтетиче‐ ский идеал, то есть учащимся свойственно представлять совокупность черт, а не конкретный образ идеала. И наконец, высказывая личное мнение, учащиеся часто ориентируются не на личную позицию, а на позицию лидеров, чье одобрение для них важно. Данный процесс в психологии трактуется как подмена нравственных критериев: нрав‐ ственные критерии подростка представляют собой не подлинные убеждения, а «квазиубеждения», основанные на принятии норм наи‐ более предпочитаемой группы сверстников. Опираясь на работу П. Ф. Каптерева «О нравственном закалива‐ нии» [6] можно предположить, что процесс нравственного воспитания будет успешным, если выстраивать его следующим образом: знако‐ мить ребенка с различными чувствами (приятными и неприятными) и включать его в деятельность. П. Ф. Каптерев говорит о том, что ре‐ бенок не будет испытывать жалости к голодающему, если сам никогда не испытывал голода. Интерпретируя эту идею к процессу формиро‐ вания нравственных понятий, важно отметить чувственную сторону данных понятий (угрызения совести, чувство вины и т. д.), которую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=