ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2015

ХI Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов 108 – Мой самый близкий и самый хороший друг попал на Кавказе в плен (Устинова Т. В. «Мой личный враг»). Хороший – ‘вполне положительный по своим качествам, такой, как следует’ [4, c. 867]. В анализируемом предложении лексическая единица хороший, употребленная со словом друг придает ему поло‐ жительную окраску. Если оценочная сема сочетается с дескриптивной, то такая лекси‐ ческая единица входит в группу предикатов второго типа. Например: – Умный, добрый, чуткий, сильный – сколько их там еще, этих слов, которые можно сказать о ее муже? (Устинова Т. В. «Мой лич‐ ный враг»). В данном примере оценка реализуется при помощи дескрип‐ тивно‐оценочных предикатов: умный – ‘обладающий умом, выра‐ жающий ум’ [4, c. 833], добрый – ‘делающий добро другим, отзывчи‐ вый’ [4, c. 169], чуткий – ‘отзывчивый, сочувственный’ [4, c. 890], я – ‘обладающий большой физической силой, мощный’ [4, c. 717]. Глав‐ ная роль для реализации оценочного смысла принадлежит лексемам «умный», «добрый», «чуткий» и «сильный». Эти качества в «картине мира» оцениваются как «хорошие», и следовательно, их семантика содержит оценочный компонент «и это хорошо». – Стивен мерзкий человек, но отличный продюсер, – неожидан‐ но сказала Аманда (Устинова Т. В. «Мой личный враг»). Здесь даются оценки одного человека двумья противополож‐ ными лексическими единицами мерзкий (отрицательная оценка) и отличный (положительная оценка, собственно оценочный преди‐ кат). Аманда оценивает мастерство Стивена в работе, но не любит его характер. Рассмотрим следующий пример: – Филипп засмеялся, радуясь тому, что он так хорошо ее знает, что ему так нравится ее смущать, что дома она будет обзывать его бесчувственной скотиной – раз он таскает ее на приемы специально для того, чтобы продемонстрировать всем, какая она идиотка (Усти‐ нова Т. В. «Мой личный враг»). Сопоставим прямое и переносное значения дескриптивных ком‐ понентов оценочных слов: бесчувственный – 1. ‘лишенный сознания’, 2. ‘лишенный чувства сострадания, отзывчивости’ [4, c. 47]; скотина – 1. ‘крупное сельскохозяйственное млекопитающее животное’, 2. ‘гру‐ бый, подлый человек’ [4, c. 725]; идиотка – 1. ‘человек, который стра‐ дает врождённым слабоумием’, 2. ‘глупый человек’ [4, c. 237]. Прямое значение этих слов не дает оценки. Но при определенной ситуации посредством этих слов реализуются оценки. В данном при‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=