Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

99 К. Э. Карагулян, А. О. Попова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научные руководители – Е. Д. Мелешко, Е. Г. Мартьянова АНТИЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ «Никаких ценностей нет у этой молодёжи!» – такую фразу часто можно услышать от людей преклонного возраста, сидящих на лавках возле подъезда или заходящих утром в общественный транспорт, наполненный студентами и школьниками. Получается, если «у этой молодёжи» нет ценностей, то должно быть что-то, их заменяющее, иначе человеческое сознание просто перестанет функционировать. Это «что-то», вероятно, может быть логично названо ан- тиценностями. Исходя из всем знакомого понятия ценности, можно вывести та- кое определение её противоположности: антиценность – это антипод, зеркаль- ное отражение ценности, она указывает на то, чего не должно быть в принятых обществом и им же регулируемых устоях жизни. Получается, что антиценности играют ту же роль, что и ценности, но от противного: так, например, ценности добра противостоит антиценность зла – благодаря добру люди оказывают вза- имную помощь и поддержку, не нарушают моральный кодекс и не причиняют боль себе и окружающим; зло же, напротив, подталкивает человека к соверше- нию неприятных, а порой и противозаконных действий, вызывает желание пор- тить жизнь другим людям и не испытывать за это угрызений совести. Совре- менная культура и образование часто подвергаются критике и обвинениям в том, что они являются источником появления и массового распространения антиценностей. Одна из основных причин этого – растущее влияние различ- ных коммерческих и массовых медиа, которые ориентированы на развлечение и прибыль, а не на качество и глубину знаний. Культура претерпевает сдвиг в ценностях, который вызывает обеспокоен- ность по поводу его влияния на воспитание молодежи. Одним из основных ас- пектов антиценности современной культуры является потеря нравственных и этических ценностей. Материализм, эгоизм, потребительство и стремление к немедленному удовлетворению потребностей часто ставятся выше духовных и нравственных принципов. Так, например, в социальных сетях каждый второй пользователь кричит о необходимости самореализации, о любви к себе и вы- страивании своей жизни исключительно в личных интересах, что звучит объек- тивно правильно и благоприятно для здорового психического и физического состояния, но есть одно НО: в ещё не окрепшем подростковом восприятии мира такие призывы к «действиям во благо себе» воспринимаются гипертрофирова- но, превращаясь не в необходимое саморазвитие, а в чрезмерный индивидуа- лизм и эгоизм . Понятием самоуважения подменяют звенящее пренебрежение благосостоянием общества и обесценивание сотрудничества. Пугающими темпами разрастается идеология потребительства . Фокус внимания человека смещается на вещи, что ставит во главу угла материальное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=