Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

97 3. Изменением внешнего окружения, появлением множества соблазнов и, как следствие, выбором между учебой и свободной веселой жизнью; 4. Вхождением в новый коллектив, в котором далеко не все могут вызвать интерес и симпатию. Как показывает проведенное в октябре 2024 года исследование уровня си- туативной тревожности по методике Спилберга-Ханина, из 60-ти студентов различных курсов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого высокая ситуативная тревожность характерна для 27-ми че- ловек (45 %), умеренная – для 18-ти человек (30 %), низкая – лишь для 15-ти человек (25 %). При этом для большинства из опрошенных (особенно студентов первых курсов) высокая тревожность связана с процессом обучения и проверки знаний во время сессий. Таким образом, в учебном заведении необходимо создать такие условия, которые позволяли бы студентам чувствовать свою личную безопасность, мак- симально снизить имеющуюся у них тревожность и сосредоточиться на обуче- нии. Для этих целей рекомендуется реализация следующих мероприятий. 1. Организация на базе вуза кабинета психолога, к которому каждый из студентов мог бы обратиться со своей психологической проблемой и получить эффективные рекомендации по ее решению. Кроме того, психологом могут проводиться различные общие семинары и тренинги для студентов, направлен- ные на решение наиболее актуальных для большинства вопросов, например, тайм-менеджмент при подготовке к сессии, подбор подходов к налаживанию взаимодействия между одногруппниками и преподавателями, средства эмоцио- нальной разгрузки, методы профессионального самоопределения, методы сни- жения стресса и тревожности и т. д. 2. Кураторство студентов первого курса студентами более старших курсов, в рамках которого они знакомят первокурсников с традициями и обычаями ву- за, делятся своим опытом в сдаче экзаменов, возможно, имеющимися конспек- тами и дополнительными материалами по дисциплинам, помогают в написании и оформлении письменных работ. Также студенты более старших курсов могут давать своим подопечным советы в бытовых вопросах и жизни в общежитии. 3. Организация различных неформальных мероприятий с участием студен- тов разных курсов, а также педагогов. Возможно, данные мероприятия сделать профессионально-тематическими, чтобы погрузить студентов в профессию, но при этом сделать это весело. Например, предложить им провести лекцию вместо педагога. Во-первых, данные мероприятия помогут лучше понять профессию и увидеть ее изнутри, во-вторых, лучше понять педагога и прочувствовать то, что чувствует он, выступая перед аудиторией, в-третьих, сплотить педагогов и сту- дентов, найти между ними точки соприкосновения и понять, что педагоги – тоже же люди, которые не заинтересованы в том, чтобы завалить студента, но заинте- ресованы в том, чтобы сделать из него квалифицированного специалиста. 4. В связи с тем, что для многих студентов чувство тревоги связано с не- уверенностью в правильном выборе своей профессии, рекомендуется как мож- но чаще устраивать для них встречи с известными специалистам (если вуз ме- дицинский – с именитыми докторами, если педагогических – с известными пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=