Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
96 З. Ю. Каминская Факультет психологии, I курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. В. Пазухина СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ Личностная безопасность человека – это одна из основных составляющих его психологического комфорта. Не случайно, как отмечают В. Е. Скачок и соавторы, «безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности» [3, с. 266]. В свою очередь, находясь в безопасных и комфортных для себя услови- ях, индивидуум способен гармонично развиваться, принимать взвешенные реше- ния и чувствовать удовлетворение от своей деятельности и жизни в целом. Осо- бенно актуально этот вопрос стоит в студенческом возрасте, когда человек пере- ходит на новую ступень своего развития, выбирая для себя жизненный путь. Возрастной период от 17 до 25 лет, по верному утверждению Т. В. Малюти- ной, «это период интенсивного интеллектуального развития, формирования учеб- но-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую взрослую жизнь» [2, с. 129]. Вместе с тем, как справедливо замечает Т. Э. Белян- ская, «студенческий возраст является кризисным периодом в жизни человека, пе- риодом встречи со взрослостью. Возникновение трудностей в данный промежуток жизнедеятельности человека связано прежде всего с разногласием: при полном физиологическом созревании невозможна социальная реализация в профессио- нальной деятельности, поскольку учеба занимает основное время студента и тем самым тормозится возможность самоактуализации в полной мере» [1, с. 222]. Таким образом, поступление и в дальнейшем обучение в высшем учебном заведении требует от студента сосредоточенности, осознанности и понимания целей своих действий. Все это возможно только при ощущении личной без- опасности. Вместе с тем студенческая жизнь связана со многими стрессовыми факторами, которые самым негативным образом влияют на безопасность инди- видуума. Условно данные факторы можно разделить на внутренние и внешние. Так, к внутренним стресс-факторам следует отнести: 1. Неудовлетворенность своим выбором профессии и нежелание продол- жать обучение по специальности; 2. Низкую самооценку, неуверенность в своих силах при сдаче сессии; 3. Преобладание гедонистических стремлений над стремлениями в обуче- нии и получении образования. В свою очередь, внешние факторы связаны с: 1. Изменением бытовых условий, когда молодые люди покидают роди- тельские дома и вынуждены сами организовывать свой быт; 2. Изменением образовательного процесса, следствием которого является повышение ответственности, самостоятельности и самоорганизации студентов при получении знаний и сдаче сессии;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=