Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

92 с позиций полового диморфизма, половой дифференцировки мозга и влияния социальных факторов на становление сексуальной ориентации. А для этого нужна образовательная программа, в которой это могло бы стать одним из пунктов тематического планирования. 2. Культурологический аспект проблемы полового воспитания. На проб- лему полового воспитания спроецированы культурологические противопостав- ления «Россия – Запад», «свое – чужое», «мы – они», «традиции – современ- ность». В основе представление о том, что сексуальная проблематика в России является «культурно-табуированной темой», что Россия – «патриархальная страна» и имеет «особый тип сексуальной культуры». Она противопоставляет «сексуальной разнузданности, агрессивности и бездуховности сексуальных от- ношений» западной культуры «стыд, целомудрие, воздержание и духовность» сексуальной культуры России. В 90-е был разрушен традиционный уклад сек- суальной культуры России, секусальная разнузданность и бездуховность, ха- рактерные для сексуальной революции того времени, стали очевидной реально- стью и в подходах к решению проблемы полового воспитания обозначились две позиции: 1. Западный путь не подходит России и надо опираться на тради- ционные институты, а именно семью и церковь; 2. Критическая ситуация, сло- жившаяся в России требует разработки программ полового воспитания, учиты- вающих и западный опыт в этом вопросе. Например, в США в 1996 г. была раз- работана программа полового воспитания «Обучение воздержанию» [3], имев- шая целью воспитание у молодежи ответственности за семью и детей и воздер- жание от раннего начала половой жизни, которая имеет серьезные последствия как для здоровья, так и для дальнейшей адаптации в жизни: получения образо- вания, работы, создания семьи и воспитания детей. Программа не имела боль- шого успеха с точки зрения эффективности полового воспитания, но что-то по- лезное из ее содержания можно использовать. 3. Социально-экономический аспект проблемы полового воспитания связан с демографической политикой России. Демографическая ситуация начала резко ухудшаться в 90-ые годы и в этом ключевую роль сыграло снижение финансо- во-экономического положения российских семей. В этот период выросло коли- чество абортов. По настоящему мировой проблемой стало и увеличение заболе- ваний, передающихся половым путем, например пандемия ВИЧ. Для сторонни- ков полового воспитания эти обстоятельства, а также возраст сексуального де- бюта и проблема подростковых беременностей и абортов являются аргументом в пользу введения программ полового воспитания. Противники же полового воспитания сделали ключевым тезисом понятие «безопасного секса», которое, по их мнению, ведет к развращению молодежи, снятию культурных табу и по- тере духовности в сфере половых отношений, обеспечивая возможность секса без последствий, а также к формированию подросткового рынка потребителей контрацептивов и обогащению фармацевтических кампаний, производящих эти контрацептивы. Сама идеология контролируемой рождаемости противоречит религиозным представлениям о недопустимости абортов. При этом в России долгие годы аборт оставался одним из главных способов регуляции рождаемо- сти. Сторонники полового воспитания, для решения той же проблемы, предла-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=