Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

9 меня опустят в землю, //Не меня» [4, с. 113]. Цикл «Жизни» – своеобразное по- слание к неизвестному адресату, своего рода осмысление Цветаевой вечных философских вопросов. Лирическая героиня отстаивает свое право оставаться молодой, вступает в перипетию со старостью и смертью: «Не возьмешь мою душу живу!» [4, с. 577]. Антитеза жизнь-смерть нередко встречается в строках стихотворений поэтессы, сакральный мотив «mementomori» рефреном звучит в лирике. Однако Цветаева нередко анализирует тему вечной жизни, обращаясь к опыту Пушкина и Лермонтова: «Горжусь, как смотришь, и ловлю слова: //– Сборище самозванок! Все мертвы вы! //Она одна жива!» [4, с. 332]. Идея бес- смертия гения поэта звучит с античных времен, еще Гиппократом в преамбу- ле к медицинскому тексту сформулирован лаконичный афоризм: «Жизнь ко- ротка, искусство вечно». Лирическая героиня поздних стихотворений Цветаевой познает смерть, преодолевает страх перед ней. Об этом говорит спокойная, даже убаюкиваю- щая, манера повествования, выраженная в аллитерации мягких звуков: «На ва- ши поцелуи, о, живые, //Я ничего не возражу – впервые»[4, с. 181].Смирение, безмятежность перед лицом неизбежного читается в образе взрослой, мудрой лирической героини: «Настанет день – печальный, говорят!..». Поэтессой очер- чиваются четкие границы жизни и смерти: «…Недостроенный дом, / Недо- взращенный сын, / Недовязанный сноп, / Недодышанный вздох, / Недокрикну- тый крик» [4, с. 385]. Это вовсе не отчаяние и не страх, но смирение перед зия- ющей пустотой грядущего. Жизнь в репрезентации цветаевской лирики есть вечная борьба, вызванная экзистенциональным конфликтом «поэт-мир». Остро он показан в стихотворении «Сивилла», в котором вновь прослеживается анти- теза «жизнь-смерть». Лирическая героиня, наделенная творческим даром, теря- ет связь с человеческим существом, с обществом, выпадает из действительно- сти: «Сивилла: выбыла, сивилла: зев //Доли и гибели! – Древо меж дев» [4, с. 494]. Поэтические метаморфозы заимствованы Цветаевой из пушкинского «Пророка», но божественное начало у поэтессы отсутствует. Есть только губи- тельная необъятная сила. Конфликт поэта и мира, духа и материи – основа цик- ла «Ici – Haut», стихотворения «Маяковскому» и ряда других произведений. М. И. Цветаева никогда не мирилась с окружающей ее действительнос- тью, невзирая на то, счастлива она была или нет. Переплетение стихотвор- ных мотивов: поэт и поэзия, жизнь и смерть – тому доказательство. Таким об- разом, поэзия Марины Цветаевой является не только искусством слова, но и философским зеркалом, отражающим сложные вопросы о смысле жизни и человеческой природе. Литература 1. Гегель Г. Эстетика : в 4 т. М. : Искусство, 1968. Т. 1. 2. Цветаева М. Герой труда» // ЛитМир. URL: https://litmir.club/ (дата об- ращения: 05.04.2024). 3. Цветаева М. Собрание сочинений : в 7 т. М. : Терра, 1997. Т. 5. Статьи, эссе. Переводы. 4. Цветаева М. Полное собрание стихотворений. М. : Эксмо, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=