Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
83 При просмотре какого-либо кинофильма мы понимаем, что во времена его со- здания волновало, тревожило людей, над чем они задумывались и что могло вызвать у них смех. Почему преимущественно из кинематографа отечественного, а не зару- бежного русский человек черпает определённые выражения? Ответ на этот во- прос можно дать следующим образом: такие выражения отвечают нашим наци- ональным запросам, они метко отражают менталитет и миропонимание русских людей. Всем известно, что «Россию сердцем не понять, аршином общим не из- мерить», поэтому и наш кинематограф самобытен и специфичен, подчас поня- тен не всем. Вероятно, по этой причине удостоились мирового признания не так много картин отечественных режиссёров («Разгром немецких войск под Москвой», 1942, реж.: Леонид Варламов, Илья Копалин; «Война и мир», 1965, реж. Сергей Бондарчук; «Москва – слезам не верит», 1980, реж. Владимир Меньшов – премии «Оскар»). В данной статье мы рассмотрим крылатые выражения из любимых совет- ских кинокартин, но в первую очередь для формирования общей картины крат- ко рассмотрим основные ветки истории советского кинематографа, его главные жанры, а также упомянем выдающихся режиссёров. Формирование отечественного кинематографа совпало со временем соци- альной революции в России. В 1922 году Владимир Ленин во время своей бесе- ды с Луначарским заявил: «...из всех искусств для нас важнейшим является ки- но». Поэтому большевики приложили большие усилия для того, чтобы совет- ский кинематограф не просто явился на свет, но и вырос до такого уровня, что начал задавать стандарты остальным странам. Эту эпоху называют «русским киноавангардом». Символом советского кинематографа 1920‒1930-х гг. принято считать ре- жиссёра Сергея Эйзенштейна. Известность ему принёс фильм «Броненосец По- тёмкин» (1925). В 1927 г. режиссёр снимает фильм «Александр Невский», в 1944 – фильм «Иван Грозный». Они также пользуются массовым успехом. В 1941 в СССР началась Великая Отечественная война. Тем не менее даже в страшные 1941‒1945 годы государство не остановило съёмку фильмов. На повестке дня было поднятие боевого духа, поэтому самый популярный жанр – героическая драма. Тогда вышли такие знаменательным картины, как «Секре- тарь Райкома», реж. Иван Пырьев, 1942; «Жди меня», реж. Александр Стол- пер, Борис Иванов, 1943; «Она защищает Родину», реж. Фридрих Эрмлер. В послевоенный период происходило осмысление нового, порушенного мира. Режиссеры по-прежнему обращались к военной тематике («Молодая гвардия», реж. Сергей Герасимов, 1948; «Повесть о настоящем человек», реж. Александр Столпер, 1948). К выдающимся картинам 40-х годов XX века стоит отнести мюзикл «Золушка», реж. Надежда Кошеверова, 1947). На этот период также приходится выпуск множества качественных мультфильмов («Цветик – Семицветик», реж. Михаил Цехановский, 1948; «Серая шейка», реж. Леонид Альмарик, 1948. В 1953 году умер И. В. Сталин. Период советский эпохи, начинающийся с этой даты и до середины 60-х годов принято называть «оттепелью». «Потеп-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=