Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
80 о том, что преобладание отрицательных эмоций характерно для 3 респондентов (13 %), положительных эмоций – 7 человек (30 %), у 13 детей (56 %) эмоцио- нальное состояние находится в норме. Также обращает на себя внимание тот факт, что 9 человек из 23-х (39 %) испытывает негативное отношение к учителям, 3 человека (13 %) – к школе, 3 человека (13 %) – к одноклассникам. Таким образом, представленные данные говорят о наличии проблемы адаптации среди младших подростков при переходе в среднюю школу и требу- ют вмешательства как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Предполагается, что психологические основы адаптации должны строиться на создании благоприятного психологического климата внутри школьного коллек- тива и при выстраивании взаимоотношений между педагогами и учениками, и, как следствие, снижении уровня тревожности и повышении школьной мотива- ции. В качестве рекомендаций в данной области нами предлагаются: 1. Организация еще на этапе младшей школы знакомства учеников с но- выми учителями. Это может быть проведение какого-то совместного внекласс- ного мероприятия (организация праздника, выездного мероприятия) с участием будущего классного руководителя, организация факультативов и дней науки для младшеклассников под кураторством учителей-предметников. 2. Проведение экскурсий по зданию и этажам старшей школы. Также, что- бы эмоционально насытить процесс знакомства с новым учебным прост- ранством, возможно организовать для младших школьников квест или занятие на ориентирование в старшей школе с использованием карты. 3. Проведение консультаций для детей и родителей со школьным психоло- гом, который бы в доступной форме смог разъяснить им особенности психоло- гических изменений младшего подросткового возраста, дал рекомендации по взаимодействию с детьми в этот период, по снижению уровня тревожности и стресса, повышению мотивации к обучению. 4. Привлечение старших школьников в качестве шефов над младшими, в обязанности которых входила бы помощь в ориентировании в пространстве школы, знакомство с ее традициями, а также, при необходимости, помощь с усвоением материала по новым предметам. Таким образом, планируется, что предложенные мероприятия помогут снизить уровень школьной тревожности пятиклассников и быстрее адаптиро- ваться к новым учебным условиям. При этом данная работа должна строиться на следующих принципах: 1. Принцип преемственности, благодаря которому переход на новую сту- пень обучения должен проходить как можно более плавно и последовательно, с минимальным уровнем неопределённости. 2. Принцип поддержки: ученики должны видеть в своих новых учителях людей, к которым не страшно подойти с вопросом или просьбой. 3. Принцип конструктивного взаимодействия между семьей и школой. Ро- дители, как и педагоги, должны принимать активное участие в том, чтобы по- мочь ребенку справиться с теми изменениями что происходят в его личности и школьной жизни. В свою очередь, помочь им понять, как сделать это наиболее эффективно, должны педагоги и школьных психолог.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=