Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

79 А. В. Ерошкина Факультет психологии, I курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – И. Л. Федотенко ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ Задача любой образовательной организации – сделать процесс обучения не только информационно насыщенным, но и психологически комфортным. Нахо- дясь в эмоционально благоприятных условиях, школьники способны в макси- мально полном объеме запоминать, анализировать и применять полученную информацию. При этом во время школьного обучения ученики проходят не- сколько переходных, психологически сложных периодов, требующих от учите- лей особого внимания и поддержки. И одним из таких периодов, которые мно- гие исследователи определяют как самый проблематичный в школьном обуче- нии, является поступление младших подростков в среднюю школу. Сложности перехода из младшего в среднее звено обучения обусловлены нескольким важными факторами, среди которых: 1. Смена одного учителя несколькими педагогами-предметниками, кото- рые еще не знают новых учеников и не имеют подхода к ним; 2. Изменение условий обучения и самой организации учебного процесса, при которой необходимо постоянно менять кабинеты. Кроме того, сама подача материала становится более сложной, требует от учеников больше самостоя- тельности; 3. Увеличение учебной нагрузки (количества уроков в день, изучаемых предметов); 4. Изменение личностных особенностей детей, при которых начинают проявляются упрямство, критическое отношение к себе и окружающим, нега- тивизм; 5. Часто переход на новую ступень обучения связан со сменой класса и необходимостью снова выстраивать взаимоотношения в школьном коллекти- ве, что также добавляет свою долю дискомфорта (особенно если принимать во внимание тот факт, что общение со сверстниками становится в этот возрастной период ведущим видом деятельности). О серьезности проблемы адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу говорят данные, полученные психологом МБОУ Центр обра- зования № 14 г. Тулы в середине октября 2023 г. в ходе исследования уровня психоэмоционального состояния с помощью цветового теста Люшера среди 23-х пятиклассников. Так, из всех опрошенных состояние дезадаптации, при котором требуется психолого-педагогическая реабилитация, иллюстрируют 3 детей (т. е. 13 %), состояние напряженности – 6 детей (26 %) дискомфорта – 8 детей (34,8 %). Психоэмоциональное состояние лишь 6 человек (26 %) оцене- но как адекватное. При оценке настроения школьников был сделан вывод

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=