Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
77 2. Второе – делить каждое высказывание, суждение на части, чтобы отчет- ливее их понять; 3. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить до познания наибо- лее сложных; 4. Четвертое правило – описывать окружающую действительность настолько подробно и всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено [3]. Н. О. Лосский в «Обосновании интуитивизма» также подчеркивает схо- жую с Рене Декартом позицию, о существовании неизбежных ошибок челове- ческого мышления. Такие ошибки являются следствием неполной дифферен- ции элементов действительности и могут быть трех родов: 1. Ошибки, возникающие в том случае, если познаваемый субъект и преди- кат, т. е. определенное свойство субъекта, включают в себя лишние элементы; 2. Ошибки, возникающие в том случае, если познаваемый субъект и пре- дикат лишены некоторых необходимых элементов; 3. Ошибки, возникающие в том случае, если познаваемый субъект и пре- дикат лишены необходимых и имеют лишние элементы одновременно. Лосский подчеркивает, что несовершенство мышления человека так вели- ко, что большинство суждений, даже принятых в науке, заключают в себе ошибки. Философ пишет: «Остается только утешаться тем, что во многих слу- чаях эти ошибки не представляют собою прямо лжи, а принадлежат к числу не- точностей, заключают в себе недоразвитую мысль» [7]. Таким образом, мышление человека представляет собой сложную, но не «идеальную» форму человеческого познания, что подчеркивается как в фило- софском знании, так и в психологии. Мышление человека ограничено в точно- сти восприятия действительности, в связи с чем необходимыми являются со- мнения, помогающие человеку освободиться от предрассудков и заблуждений. Особую актуальность эта проблема приобретает в современном мире. Совре- менный мир перенасыщен разного рода информацией, что во многом обуслав- ливается активным развитием информационных технологий. В связи с чем че- ловек все чаще сталкивается с недостоверной, противоречивой информацией, требующей анализа, т. е. постановки под сомнение. Сомнения позволяют чело- веку отфильтровывать избыточную информацию и переосмысливать свои убеж- дения и установки. Литература 1. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 28–40. 2. Декарт Р. Размышления о первой философии. Сочинения : в 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2. 3. Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями: Диоптрика, Метеоры. Геометрия / пер. с фр. и комм. Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича. М. : Изд-во АН СССР, 1953. 4. Декарт Р. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1989–1994.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=