Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

76 в психологии как когнитивные. Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении, возникающие вследствие влияния на принимаемые реше- ния заранее сформировавшихся у человека установок и приводящие к искаже- нию восприятия реальности, оценки ситуаций и принятия решений [6]. Таким образом, в психологии мышление тесно связано с деятельностью человека, в философском же знании есть свой взгляд на мышление человека. Французский философ Рене Декарт рассматривает мышление как исход- ный пункт всякого процесса познания. Мышление – это и рассудок, и чувства, и желания, и воображение. Философ пишет: «Под словом «мышление» я пони- маю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Та- ким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить» [4]. Основным условием мышления, по Декарту, является сомнение, необхо- димое вследствие ограниченности мышления, присущей каждому человеку. Ограниченность мышления, ведущая к искажению действительности, «неспо- собности охватывать все», может являться аналогией психологического поня- тия «когнитивное искажение». Ограниченность мышления, согласно Декарту, формируются под воздействием телесной субстанции, мешающей «видеть вещи ясно и четко». С самого раннего возраста мышление человека настолько стес- нено телом, что любые суждения не воспринимаются отчетливо, и как пишет Декарт, «мы черпаем из этих суждений множество предрассудков, с коими большинство людей впоследствии никогда не расстаются» [2]. Именно недо- стоверность, ограниченность мышления ставит под вопрос истинность пред- ставляемых человеком вещей. Исходя из этого, Декарт делает вывод, что нет вещи, которая являлась бы такой, какой она представляется человеку и все, что приходит ему на ум не является истинным. Эти выводы составляют осно- ву метода радикального сомнения, разработанного Декартом. Сомнение – это акт мышления [8]. Если человек может сомневаться, зна- чит, он мыслит. И если он мыслит, значит, он существует. Любой тезис, убеж- дение должны осмысливаться, а значит ставиться под сомнение. Но Декарт ста- вит под вопрос не только ограниченность мышления в осмыслении истинности того или иного убеждения, но и когнитивный потенциал мыслящего субъекта, т. е. человека, в целом. В качестве аргумента этому Декарт выдвигает гипотезу о существовании злого демона, вводящего человека в постоянное заблуждение, вследствие чего, даже те истинны, что мыслящий субъект, привык считать наиболее достоверными, оказываются ложными [5]. Данной гипотезой философ подтверждает, что человек, используя весь свой когнитивный потенциал, не способен достигнуть достоверного знания и постоянно подвергается самообма- ну, т. е. прибывает в состояния заблуждения. Подчеркивая важность сомнений в восприятии действительности и по- строении суждений, Рене Декарт в «Рассуждении о методе» предлагает ряд правил построения любого умозаключения: 1. Первое – никогда не принимать за истинное ничего, т. е. избегать по- спешности и предубеждений и включать в свои суждения только то, что пред- ставляется мышлению отчетливо и понятно и не дает поводов для сомнения;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=