Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

75 Д. М. Диденко Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. В. Назарова НЕОБХОДИМОСТЬ СОМНЕНИЙ И ОГРАНИЧЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ В современном мире, характеризующемся стремительным развитием тех- нологий и нескончаемым потоком информации, тема необходимости сомнений и ограниченности мышления приобретает особую актуальность. Это обосновы- вается рядом причин: во-первых, современный мир характеризуется огромным объемом информации, которая поступает каждый день из различных источни- ков. В таких условиях важно уметь анализировать информацию, не принимая ее на веру, а задавать вопросы, сомневаться и проверять достоверность данных. Во-вторых, в современном мире существует множество точек зрения на раз- личные проблемы и явления. Для понимания сложных ситуаций и принятия обоснованных решений важно умение сомневаться, анализировать различные точки зрения и не принимать все как истину без проверки. И наконец, в-третьих, с развитием технологий и искусственного интеллекта возникает опасность ограниченности мышления человека и его способности к критиче- скому мышлению. Цель исследования – рассмотрение вопроса о необходимости сомнений и критического мышления в современном информационном обществе. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «ограниченность мышления» с точек зрения фило- софского знания и психологии; 2. Интерпретировать взгляды Рене Декарта на ограниченность мышления человека и на роль сомнений в его жизни; 3. Рассмотреть позицию Н. О. Лосского о неизбежности ошибок мышления. Методология исследования: в статье используется метод сравнительного анализа для сопоставления взглядов на определение мышления человека в фи- лософском знании и психологии, а также используется метод дескриптивного анализа, описывающий взгляды философов на ограниченность мышления и необходимость сомнения в жизни человека. Мышление – высшая форма человеческого познания, а также качественно специфический психологический процесс, отображающий существенные связи между предметами и явлениями окружающего мира. В психологии мышление рассматривается с точки зрения регулятора всей человеческой деятельности [1]. Однако, так как мышление всегда детерминировано внешними условиями жиз- ни и деятельности человека, то оно легко подвергается аффектам, верованиям и установкам человека, которые могут вносить искажения в протекание мысли- тельных операций. Такие искажения мыслительных операций определяются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=