Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

67 вители должны иметь доход, обеспечивающий ребенку прожиточный мини- мум; место жительства (за исключением коренных малочисленных народов России); пройти определенную подготовку по программе, утвержденной орга- нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Нововведени- ем в 2023 году стал запрет быть усыновителями лицам, состоящим в однополом браке, а также сменившим пол [10]. Современное семейное законодательство составляет достаточно полное регламентирование вопроса об усыновлении, соответствуя международным правовым актам и принципам, которые были ратифицированы Россией. Кроме того, положения дополняются Гражданским Кодексом Российской Федерации. На уровне субъектов, помимо закрепления приоритетности формы усынов- ления, были выявлены и регламентированы особенности, которые проявляют- ся в утверждении социальных пособий, денежных средств на приобретение и строительство жилья. Так, на территории Тульской области предусмотрены единовременные выплаты на каждого ребенка, усыновленного семьей (в разме- ре 13 тысяч 100 рублей 88 копеек – на первого, 43 тысяч – на второго и каждого последующего, 50 тысяч – на усыновленных детей с ограниченными возможно- стями здоровья либо ребенка-инвалида); ежемесячные получают лица, которые зарегистрированы на территории Тульской области по месту постоянного про- живания (в размере 3 тысяч 354 рублей 90 копеек; 7 тысяч рублей на ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида) [4]. Однако, по мнению Н. В. Лебединец и Д. А. Коломенцевой, отечественное законодательство требует аналитической проработки с целью защиты прав и интересов усыновителей и усыновляемых [3]. На самом деле, Семейный Ко- декс Российской Федерации, принятый на рубеже XX–XXI веков, является за- конодательной новеллой. Можно с уверенностью утверждать, что коренные изменения в жизни государства повлекли выработку новой стратегии развития института семьи, отражение задач фундаментальной и практической направ- ленности на укрепление традиционных ценностей. Мы считаем необходимым рассмотреть историю становления института усыновления (удочерения) в России, проследить исторические задачи, которое государство ставило по отношению защиты права ребенка на воспитание в семье. Стоит отметить, что зарождение института усыновления в России произо- шло значительно позднее, чем в других странах. Однако А. В. Шестакова утверждает, что еще в Древней Руси, совершалось «искусственное сыновство», сменившееся во время особого влияния византийской традиции на обряд «сы- нотворения». Данные акты были зависимы от религиозных верований людей, и происходили у язычников и христиан соответственно [12, с. 65–67]. Имперский период ставил вопрос усыновления в исключительную компе- тенцию правящего монарха, что создавало исключительность акта [11, с. 106– 109]. Е. В. Савельева и Г. З. Уразова считают, что на слабое развитие института оказывало влияние абсолютизмом и крепостным правом, которое не предполагало необходимости официального закрепления родительских прав [8, с. 389–390]. Уже в начале XIX века вопрос сдвинулся с места в юридическом значении. Свод законов гражданских уже закреплял возможность усыновлять детей дво-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=