Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

57 И. А. Даллакян Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научные руководители – Е. Д. Мелешко, Е. Г. Мартьянова ТИПОЛОГИЯ РИСКОВ И ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Девиантное поведение – это поступок, действия человека, не соответст- вующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам [1]. Существует различные типы девиантного поведения, такие как делинк- вентный и аддиктивный. Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое за- ключается в постоянном, систематическом и преднамеренном игнорировании или нарушении общественных правил и норм, а также в отказах следовать за- конам. Например, бандитизм, вандализм, убийство, вождение машины в сос- тоянии алкогольного опьянения и пр. Аддиктивное поведение характеризуется зависимостью от определенной привычки, которая, как правило, вредит здоровью или социальной среде че- ловека, а также помогает ему забыться и уйти от реальности. Примерами ад- диктивного поведения являются: алкоголизм, наркомания, азартные игры, ано- рексия и т. д. В обобщенном виде причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида: это биологические, психологические и социальные. Биологические факторы включают в себя индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза; генетическую предрасположенность к определенным де- виантным действиям; неправильное функционирование мозга, связанное с хи- мическим составом или структурами мозга. Психологические факторы следующие: девиация складывается за счёт влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личност- ных психологических качеств, которые имеют врожденный характер. Напри- мер, психологические травмы или стрессы в детстве; недостаточная самооценка или низкая уверенность в себе; неудачи в отношениях с другими людьми; не- способность справиться с жизненными трудностями и стрессом. Социальные причины следующие: 1) социально-экономические условия такие как бедность, низкий социаль- ный статус, неблагоприятные условия жизни и работы могут увеличивать веро- ятность того, что человек будет вести себя асоциально; 2) неблагоприятная семейная среда: вечные конфликты между членами се- мьи, насилие и жестокое обращение, отсутствие эмоциональной привязанности, гиперконтроль или, наоборот, отсутствие родительского контроля; 3) недостаточное социальное включение или изоляция индивида от общества;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=