Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

38 3) нейтральная форма: философы, разрабатывающие этот подход, анализи- руют подготовку к акту смерти без апелляций к вечности – индивидуальности. В российском философском дискурсе тема смерти поднималась еще родо- начальником русского космизма, религиозным мыслителем Н. Ф. Федоро- вым [4]. Он хотел объединить человечество в преодолении «небратского сос- тояния мира» – всеобщей разобщенности людей. Смерть, по его мнению, по- рождает страдания, несправедливость, в ней заключается трагедия челове- ческого бытия, а прогресс достигается за счет того, что будущее строится на костях предков. Согласно философии русского космизма предназначение человека заклю- чается не в смирении с неизбежностью и неотвратимостью смерти, а в ее прео- долении. Смерть не является характеристикой бытия человека, это дефект, ко- торый можно и нужно исправить. Представители русского космизма подчерки- вали, что веры в бессмертие души недостаточно, необходимо непосредственное достижение идеала бессмертия. Н. Ф. Федоров считал, что победа над смертью подразумевает не просто достижение личного бессмертия, а воскрешение умерших. Это, по его мне- нию, станет фундаментом для развития науки, искусства, культуры и общест- ва в целом. На основе идей русского космизма развиваются идеи современного транс- гуманизма, в котором идея бессмертия находит свое воплощение в концепции «кибернетического бессмертия» [7]. Трансгуманизм наследует важнейший принцип философии русского космизма – отрицание необходимости смерти, то есть иммортализм. Согласно последователям русского космизма и трансгуманизма, ключевой аспект в достижении бессмертия – это понимание смерти как неспособности человека к вечной, постоянной регенерации и самообновлению. Бессмертие может быть достигнуто за счет устранения несовершенства человека, так как именно в биологическая природа – причина смертности человека. В контексте трансгуманистической философии бессмертие предполагает перенос личности на более долговечный, совершенный цифровой носитель. В русском космизме смерть понимается не только как источник зла, но и как «злодеяние», которое проявляется как в непосредственных действиях, приближающих смерть, так и в бездействии. В современном же трансгуманиз- ме и иммортализме на первый план выходит проблема иллюзорного бессмер- тия, то есть веры, в то, что человек уже бессмертен и как следствие попытками оправдать смерть и ее необходимость. Трансгуманисты подчеркивали, что, при- знание полезности смерти, смирение с ней не имеет ценности, так как перед че- ловеком нет выбора умирать или нет. Космизм и трансгуманизм формулирую новое понимание человека как того, кто стремится к бессмертию. Ключевая разница между русским космизмом и трансгуманизмом заклю- чается в том, что первый подразумевает всеобщее, вселенское преображение, а не только дискурс о технологиях, в то время как основной целью современно- го трансгуманизма является приобретение новых способностей. Субъектом трансгуманизма является конкретный индивид, а не общество в целом [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=