Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

27 отдельных направлений кадры можно подготовить в бакалавриате и за 3 года, а магистратура может быть пройдена и за 1 год» [3, с. 73]. Вопрос реформирования отечественной системы высшего образования также не раз становился темой обсуждения на заседаниях Совета Российского Союза ректоров. Так, 19 апреля 2023 в ходе такого заседания в МГУ имени М. В. Ломоносова Министерство науки и высшего образования России пред- ставило новые подходы, направленные на изменение уровней высшего образо- вания, которые вскоре нашли свое закрепление на законодательном уровне, в частности, в Указе Президента РФ от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопро- сах совершенствования системы высшего образования» [4]. В соответствии с данным Указом предлагается разделить новую систему высшего образования на несколько уровней. Вместо бакалавриата и специали- тета придет базовое (основное) высшее образование (от 4 до 6 лет), магистрату- ру заменит специализированное высшее образование (от 1 до 3 лет), а аспиран- тура будет выделена в отдельный уровень профессионального образования. Пилотный проект будут реализовывать 6 ведущих вузов в течение 2023– 2026 учебных годов, а результаты, полученные по итогам эксперимента, позво- лят сформировать образ новой системы высшего образования, которую, как со- общили в Минобрнауки России, будут использовать другие университеты для последующего внедрения. Обобщив вышесказанное, можно предположить, что уровневая система высшего образования в нашей стране будет обновляться, в ней сохраняется ступенчатость, при этом наблюдается уход от разделения бакалавриата и спе- циалитета, одним из ключевых принципов становится гибкость сроков обуче- ния, которые будут варьироваться в зависимости от особенностей каждой от- дельной профессии, отрасли и запроса рынка труда. Хочется надеяться, что с учетом имеющегося опыта будет создана опти- мальная система высшего образования, не ограничивающаяся лишь переимено- ванием уровней образования, а действительно соединяющая в себе фундамен- тальность и практическую направленность. Литература 1. Аналитическая записка трансформация российской системы высшего образования: пилотный проект по переходу на новую формулу «2 + 2 + 2» (формирование индивидуальной образовательной траектории студента или си- стема отложенного выбора) // Российское общество политологов. М., 2022. 2. Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф., Шахурдин В. Д. Как нам обустроить высшее образование // Проблемы современного образования. 2022. №. 6. С. 150–163. 3. Перспективные направления трансформации высшего образования в Рос- сии в условиях выхода из Болонского процесса: аналитический доклад / Л. В. Константинова и др. М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2023. 4. Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изме- нению уровней профессионального образования // Министерство науки и выс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=