Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

264 стимулирования мотивации подростков является адресное создание ситуа- ции успеха [4]. Традиционный педагогический принцип природосообразности (индивиду- ализации, личностно-ориентированного подхода) призван помочь ребёнку рас- крыться, стать активным, креативным и критически мыслящим, а для этого необходимо выявить его природные задатки, а уже на их основе развивать способности [1]. Большинство подростков испытывает определенные сложности в процессе работы над проектами, особенно на первоначальном этапе. Школьникам бывает трудно понять, где взять идею проекта, какое направление выбрать социальное, исследовательское, образовательное, волонтерское. Разработать индивидуаль- ный или групповой проект. Как добиться успеха и победить в конкурсе. Чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно при создании проекта, педагогу необходимо создать благоприятную рабочую среду. В своей практике я для этого использую распределение ролей. Чтобы каждый участник не только познакомился с новым учебным материалом, но и показал свои сильные сторо- ны. Кто-то силен в химии, кто-то увлечен биологией, экологией или математи- кой, а кто-то хорошо разбирается в компьютерных программах или замечатель- но рисует. И когда роли распределены, мы обсуждаем, какими качествами дол- жен обладать каждый специалист, и я прошу ребят подумать, а есть ли эти ка- чества у них. Мнение у детей о себе разное, в процессе обсуждения я помогаю им найти в себе сильные черты. Основные задачи проектной деятельности: 1. Создание условий для самовыражения, социализации и адаптации, под- ростков в образовательном пространстве. 2. Выявление и развитие творческих способностей обучающихся, повыше- ние познавательного интереса к проектной деятельности. 3. Повышение мотивации подростков к самостоятельному научному поиску. 4. Мотивирование на изучение предмета, профориентационное погружение и дальнейшее самоопределение. 5. Популяризация и пропаганда научных знаний среди детей. Специфика проектной деятельности в дополнительном образовании состо- ит в том, что получаемые в ходе работы знания и умения должны быть новыми для учеников, но в то же время им необходим хотя бы базовый опыт и мини- мальный уровень готовности [3]. В противном случае задача окажется непо- сильной для выполнения, и дети быстро потеряют к ней интерес. Избежать такой проблемы помогает следование стандартным этапам рабо- ты над проектом: 1. Проблематизация – формулировка главной проблемы. Она должна по- буждать ученика к действию, мотивировать к преодолению трудностей. 2. Целеполагание или преобразование проблемы в личную цель ученика или группы детей, формирование идеи ожидаемого результата. 3. Планирование – разбивка всего хода решения задачи на последователь- ные шаги.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=