Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

263 Н. С. Щепочкина Факультет психологии, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – И. Л. Федотенко ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проблема познавательной и социальной мотивации современных школь- ников традиционно находится в центре внимания педагогов, психологов, мето- дистов, учителей-практиков. Палитра средств, методов, технологий представ- ляется яркой и разнообразной, однако повышение мотивации по-прежнему остается актуальной и перспективной задачей. Особую значимость мотивация приобретает для подросткового возраста, когда ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение одноклассников, однако учение остается важным для значительного числа школьников, понимающих необходимость и важность приобретения новых знаний, умений, компетенций. У учащихся подросткового возраста активно развивается самосознание, стимулируется собственная (порою независимая от социума) система ценностей, самооценка, уровень притязаний, свой личный стиль общения, персональные модели поведения [2]. Несмотря на особую по- пулярность (не всегда обоснованную) в современном образовательном процес- се метода проектов, проектная деятельность остается привлекательной для под- ростков. Потенциал проектных задач позволяет учащимся реализовать познава- тельные интересы, потребности, развить способности. Теоретическое обоснование и практическая реализация исследовательской и проектной деятельности имеют длительную и неоднозначную историю, но и сегодня они с успехом включаются в образовательное пространство. Исполь- зование исследовательской и проектной технологий в дополнительном образо- вании создает условия для стимулирования активности, инициативы, самостоя- тельности подростков, позволяет уйти от пассивного заучивания материала, со- здает практико-ориентированный контент. [1]. Метод проектов может помочь подросткам не только самостоятельно приобретать новые знания и навыки в процессе решения проектных задач, но и синтезировать близкую информацию из различных предметных областей (на базе основных и дополнительных межпредметных связей). Тесная взаимо- связь и взаимозависимость мотива и цели делают действия подростков более осознанными. Повысить уровень учебной мотивации (познавательной или социальной) возможно только при корректной организации проектной деятельности. В пер- вую очередь необходимо создать условия, которые помогут подростку реализо- вать себя, развить компетенции и навыки самостоятельной работы. Подросткам рассказали о трудах американских ученых обосновавших ме- тод проектов (Д. Дьюи, Килпатрик), о практике (удачной и неудачной) исполь- зования метода проектов в Советском Союзе. Одним из эффективных способов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=