Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

255 от их места расположения на теле человека: головные (серьги, пушки), шейные (бусы, ожерелья), нагрудные (гайтаны, цепи), наплечные, наспинные, накосные (косники, ленты), поясные и наручные (кольца, браслеты, накладные манжеты). Рассмотрим техники изготовления этих украшений, с которыми можно по- знакомить детей в рамках занятий по внеурочной деятельности. Самая древняя техника изготовления украшений – это техника «низание», основной приём которой состоит в надевании однородных предметов с отвер- стием на нить, шнур из кожи, конский волос. Простейшим примером таких украшений являются бусы, которые могут быть составлены из одной, двух или более нитей [3]. Способ ручного соединения нитей, стеблей растений и т. п., при котором каждый элемент проходит попеременно то сверху, то снизу других, под пря- мым или косым углом включает в себя техника «плетение». Эта техника стала одной из наиболее ярких техник женского рукоделия. Для создания таких украшений использовались нити или конский волос, жемчуг, бисер, стеклярус или бусины. Технологических способов плетения было много. Один из самых простых способов – это сплетение нескольких ниток бисера или других бусин в простую или сложную косичку [3]. Самый распространенный способ плетения являлся косая сетка, которая включала ячейки разной величины. С использованием этой техники создава- лись разнообразные накладные ожерелья: «ряска», «ожерелье», «ожерелок». Бусы могли быть не только в одну нитку, а в две или больше [3]. В Тульской губернии часто встречались также гайтаны, представлявшие собой цепь, сплетенную косой сеткой и затем пришитые к полоске ткани, чаще всего красной. Чаще всего косую сетку выплетали между двумя квадратными шнурами. Шнуры были изготовлены из шерстяных или шелковых нитей, тоже в технике плетения. Шнуры делали всю конструкцию украшения более проч- ной. На шнур по двум сторонам пришивали «зубчики» из трёх бисерин, и такой шнур использовали как самостоятельное нагрудное украшение [3]. На занятиях по внеурочной деятельности в процессе создания различных украшений, дети знакомятся как историей данного украшения, так и с техникой его изготовления. Например, при изготовлении нагрудного украшения «Гай- тан» в технике «плетение» дети узнают, что данное украшение появилось в кон- це XIX века. Являлось традиционным женским украшением, представляющую собой длинную полоску ткани, украшенной бисером или вышивкой, где два конца ткани соединялись медальонами, иконкой, крестом и т. п. Такое украше- ние на девалось на шею и спускалось до талии. Данный вид украшения имел функцию оберега, так как по народным представлениям душа человека находи- лась в животе. Обычно такое носили в праздничные дни. Народное искусство создания украшений имеют древние истоки и традиции, которые развиваться в современном мире, сохраняя то, что ценно для всего чело- вечества. Через внеурочную деятельность дети могут погрузиться в мир декора- тивно-прикладного искусства, который является частью национальной культуры. Таким образом, созданные своими руками украшения, в качестве предмета декоративно-прикладного искусства, представляют собой удивительную нить,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=