Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
239 еще во времена античности. Еще Платон говорил: «И на войне, и на суде, и повсюду надо исполнять то, что велит... Отечество» [8]. Проблема патрио- тизма также не теряет своей значимости в Средние века и Новое время. Так, Ж.-Ж. Руссо писал, что «…воспитание должно так направлять мнения и вкусы граждан, чтобы они были патриотами по склонности, по страсти, по необходи- мости. Дитя, раскрывая глаза, должно видеть отечество, и до смерти не должно ничего видеть, кроме отечества» [7]. А Г. В. Ф. Гегель подчеркивал: «патрио- тизм – это осознание человеком политического сообщества» [3]. Следует обра- тить внимание на то, что при этом учитывается позиция граждан, любовь к Ро- дине возникает, если государство способно удовлетворять потребности людей и обеспечивать защиту их интересов. Современные авторы предлагают следующие определения патриотизма. Так, В. Ф. Константинова дает следующее определение: «Патриотизм – (от гре- ческого – соотечественник, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [6]. Таким образом, любовь к Родине, как общественная ценность, обеспечивает чувство нацио- нального единства, уважение родного дома и готовность встать на его защиту. А. В. Абрамов дает следующее определение: «Патриотизм – это и чувства, и идеи (идеология), и деятельность, направленные во благо Отечества» [4]. Лю- бовь к Родине объединяет людей, позволяет в процессе взаимодействия осу- ществлять общую деятельность, сплачивает общество. В структуре патриотизма выделяют 3 элемента: – патриотическое сознание; – патриотическую деятельность; – патриотическое отношение [4]. Патриотическое сознание можно трактовать как спектр чувств, обращенный к Отечеству, на рациональной основе. Стоит сказать, что все доминантные чув- ства человека находят свое проявление в различных видах деятельности. Патрио- тическое сознание, прежде всего, форма общественного сознания, включающая различные аспекты: политический, исторический, правовой, религиозный, соци- альный и нравственный. Для развития патриотического сознания у детей необхо- димо рассказывать им о своей стране, ее традициях, достижениях и проблемах. Патриотическая деятельность, как составляющая любви к Родине, может выражаться в любом её содержании. Труд человека, осуществляющийся с по- ложительным оттенком по отношению к Отечеству, уже является патриотиче- ским. Дети должны видеть, что патриотизм не ограничивается словами, а про- является в действиях. Патриотические отношения – взаимодействие субъектов, касающиеся от- стаивания личных интересов, приоритетов, ценностей и потребностей, имею- щих отношение к Родине. Субъектами такого рода социального взаимодействия могут быть как отдельно взятые индивиды, так и общности. Признаком патрио- тических отношений может служить образование в результате таких связей совместной деятельности. Таким образом, патриотизм – основная культурно-нравственная ценность, на которой строится воспитание и образование последующего поколения. При
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=