Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

230 Слова-омоформы лучше сопоставлять в минимальных контекстах: 1. Гос- тиная комната была большой. – Гостиная мне понравилась. 2. Раненый солдат лежал на кровати. – Раненый лежал на кровати. Отработка алгоритма определения части речи начинается в словосочета- нии или в грамматической основе. Раненый солдат: солдат (какой? признак предмета): раненый – имя прилагательное. Раненый лежал: лежал (кто? предмет-человек): раненый – имя существительное. В школьной практике эффективными оказываются упражнения на сравне- ние абсолютных омонимов и омоформов, выявлять которые лучше всего в ка- ламбурах. Каламбур – «литературный приём с использованием в одном кон- тексте разных значений одного слова или разных слов, или словосочетаний, сходных по звучанию» [3, с. 119] . Возьму на руки свою таксу , Сяду вместе с ней в экипаж, И узнаю, какую таксу Заплачу я за эту блажь. Таксу – в обоих случаях существительные 1 скл., ж. р. в в. п. ед. ч., но имеющие разные значения, понять которые может помочь демонстрация соот- ветствующей картинки. А на улице – красота: Звёзды светят и ветер стих . По душе разлилась теплота, Напишу я про это стих . Стих – в первом случае глагол сов. в., пр. в., ед. ч., м. р.; во втором – сущест- вительное 2 скл., м. р., В. п., ед. ч. Подобная игра слов позволяет детям-инофонам закрепить понятие непол- ного омонима – омоформа и осознать значение слов-омоформов. Важно сопоставлять лексемы, представляющие все виды омонимии, одно- коренные слова и формы одного слова для того, чтобы хорошо ориентировать- ся в этих смежных понятиях. Конечно, такой вид работы должен сопровож- даться визуальным рядом, помогающим детям, русский язык для которых не является родным, понять значения слов и выполнить учебное задание. Приве- дем примеры, которые помогут обучающимся на практике разграничить ука- занные выше лексические явления: 1. В ведёрко руку окуни́ , не бойся, это о́куни (омографы). 2. Плачь , да никто не услышит твой плач (омофоны). 3. Около дома стала заметна ограда с покосившимся колом (однокорен- ные слова). 4. Волосы встали колом . – Стала заметна ограда с покосившимся колом (омоформы). 5. Колья были подготовлены для работы. – Кол один не подошёл для забо- ра (формы одного слова) 6. Лук зелёный вкусный. – В магазине можно купить лук для стрельбы. (аб- солютные омонимы).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=