Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

226 (например, дело Елены Блиновской, уголовное разбирательство против Вале- рии Чекалиной). Так как же мы можем отделить бесполезный «инфопродукт» от действи- тельно ценного учебного курса? Проанализировав ряд онлайн-курсов, вебина- ров и марафонов предлагаемых блогерами, коучами и т.п., можно выделить не- сколько особенностей инфоцыганского контента: 1. Примерный образ. Блогеры создают себе идеальный образ, картинку, которую подписчик захочет обязательно воплотить в свою жизнь. Например, О. Самойлова, автор марафона «Стратегия на миллион» [7], зачастую показы- вает аудитории предметы роскоши, дорогие машины. Как правило, использует- ся концепция «self-made» человека, т.е. представление о человеке, который до- стигнул богатства и славы исключительно благодаря собственным талантам, усилиям и стремлениям [4]. Известно, что блогер обещает научить этому и дру- гого. И в этом, на наш взгляд, кроется неочевидное противоречие инфоцыган- ского контента. Ведь человеку обещают, что он научится «проявляться» в мире, станете решительным и напористым, только в том случае, если он вверит от- ветственность за свою жизнь в руки инфоцыгана. Однако, мы считаем напро- тив – стремление перекладывать ответственность взращивает в человеке ин- фантилизм и лишает всяких стремлений к труду. 2. Обещание быстрого и молниеносного успеха, как один из главных кри- териев некачественного контента. Наверняка каждый сталкивался с предложе- ниями о работе, где обещали быстрый и большой заработок, при минимальных вложениях, а также возможность работать по 2–3 часа в день. Такие же уловки используют современные инфоцыгане. Вместе с тем, статистически условием хорошего заработка являются: хорошее образование, многолетний опыт, каждо- дневный труд. 3. Минимальные отсылки к фактам. Следует подчеркнуть, что инфоцы- гане, рекламируя себя как экспертов в той или иной области, как правило не стремятся подкреплять свои достиженя/образование визуализацией диплома, какими либо исследованиями, а лишь выражают свой личный опыт или же, бе- рут неподтвержденные теории и выдают их за истину. Так, Р. Тодоренко в ма- рафоне «Люби. Делай. Мечтай» отсылает к работе Ф. Вацца и А. Фелетти, пред- метом исследования которой было изучение структуры мозга и устройства Все- ленной. По мнению Тодоренко это исследование служит основанием для выво- да о том, что мозговые структуры напрямую связаны со скоплениями галактик в космосе. Однако, на деле, авторы концепции признают тот факт, что подход имеет ряд ограничений и требует дальнейшего исследования. Блогером же дан- ный факт был проигнорирован, а смысл теории был значительно искажен. 4. Низкая стоимость обучения. В целях популяризации и массовой доступ- ности онлайн-курсов, вебинаров, марафонов их стоимость является вполне доступной для интернет-пользователей. (В среднем от 500 до 10000 рублей). Стоит отметить, что в современном интернет-пространстве феномен «ин- фоцыганства» проявляется в виде видеокурсов и аудио-сообщений. Выполняя незатейливые задания, как правило, окрашенные мистицизмом, человек якобы становится ближе к достижению своих целей. Работа происходит в групповых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=